Что и как нужно говорить на исповеди

Вступление

— Батюшка, вы мне грехи сейчас можете отпустить? — спрашивает мой случайный собеседник, неуверенно улыбаясь.

Что ж, вопрос задан…

Как часто эту фразу слышит священник, и не только в Церкви, даже зачастую и не в церкви [1], а в гуще народа, в повседневном круговороте мирской жизни, где-нибудь на предприятии или в военной части, в ЖЭКе или в магазине, просто на улице или в транспорте. И вопрос этот можно услышать от кого угодно — от генерала или бомжа, от работника исполкома или «валютчика».

Вот ведь как живо сознание греха в душе человека! — Десятки лет вытравливали — и не вытравили. И спрашивают чаще всего именно об исповеди. Редко-редко когда спросят: «Как причаститься?», не всегда произносится это с настоящей болью — иногда и полушутя вроде бы, а вот спросить именно об этом что-то толкает.

«Душа по природе своей христианка»,— говорил Тертуллиан [2],— и интуитивно чувствует она грех как нечто чужеродное, опасное, «болеет грехом» и избавиться от него желает. Но как? — Вот этого-то наш современник, внецерковный, а часто и совсем безрелигиозный человек вовсе не знает. Чувствует: батюшка чем-то тут может помочь, и будет душе легче. Да желательно бы только поскорее это сделать, попроще, без хлопот, сейчас…

— А сколько же тебе лет? — интересуюсь я у своего случайного собеседника. — Сорок пять уже.

— Значит, сорок пять лет грешил, а за сорок пять секунд все изгладить хочешь? Нет, брат, так в жизни не бывает, грешить трудился, так и искупить потрудись. В Церковь походи, помолись, к исповеди подготовься. Господь увидит твою веру, раскаяние — тогда и о прощении грехов говорить можно будет серьезно.

Ответ отчасти и шутливый, но смысл в нем большой. Как можно отпустить грех, если человек не знает, что такое грех? Как можно принять исповедь, если человек не понимает, что такое исповедь? И тут уже не знаешь, чему удивляться больше: тому ли, что за 70 лет выжигания религиозного сознания понятие греха не изгладилось из души человека, или тому, что за 10 последних лет полной свободы информации, в том числе религиозной — изобилия литературы, открытия церквей,— так и сохранилась всеобщая неграмотность, даже дремучесть в этом важнейшем вопросе христианской жизни.

Что и как нужно говорить на исповеди

А ведь, кажется, всякого рода пособий — книг, брошюр, листков — для подготовки к исповеди издано более чем достаточно. Но… это — непонятно, то — неинтересно, до этого — руки не дошли, да… и вообще, времени нет… А на нет и суда нет — суда человеческого. Но будет Суд Божий, и никому его не избежать…

Как подготовиться к первой исповеди и причастию

  • Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
  • Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

К священному обряду готовиться лучше заранее, чтобы все прошло гладко. За несколько дней выберите церковь, в которую пойдете, изучите часы ее работы, посмотрите, в какое время проводятся исповеди. Чаще всего в расписании для этого указываются выходные либо праздничные дни.

Часто в это время в храме очень много людей, и не все могут открыть свое сердце на публике. В таком случае следует обратиться к батюшке напрямую и попросить его назначить время для вас, когда вы сможете побыть наедине.

До исповеди читайте Покаянный канон, который настроит вас на нужное состояние и освободит мысли от всего лишнего. Также заранее выпишите список грехов на отдельный листочек, чтобы в день исповеди ничего не забыть от волнения.

Кроме семи смертных грехов в списке могут оказаться:

  • «Женские грехи»: отказ от общения с Богом, чтение молитв «на автомате» без включения души, секс с мужчинами до брака, негативные эмоции в мыслях, обращения к магам, гадалкам и экстрасенсам, вера в приметы и суеверия, страх старости, аборты, вызывающая одежда, зависимость от алкоголя или наркотиков, отказ в помощи нуждающимся.
  • «Мужские грехи»: гневные слова в адрес Бога, отсутствие веры в Бога, себя, окружающих, чувство превосходства над слабыми, сарказм и насмешки, уклонение от службы в армии, насилие (моральное и физическое) над другими людьми, ложь и клевета, поддался искушениям и соблазнам, воровство чужого имущества, грубость, хамство, жадность, чувство презрения.

Почему так важно исповедоваться? Мы регулярно очищаем свое тело от грязи, но совершенно забываем, что и к душе она прилипает ежедневно. Очистив душу, мы получаем не только прощение Бога, но и становимся более чистыми, спокойными, расслабленными, полными сил и энергии.

Глава 1. Грех

Полный церковно-славянский словарь -М.,1993 (репринт): – беззаконие.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля, т. 1 – М., 1955: – поступок, противный закону Божию; вина перед Господом.

Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) – М., 1989, т. 2 (репринт): – 1) промахнуться, не попасть в цель; 2) миновать, пропустить что-либо; 3) нарушить религиозные предписания.

Словарь русского языка С. И. Ожегова – М., 1972: – 1) нарушение религиозных предписаний, правил; 2) предосудительный поступок; 3) грешно (разг.) – нехорошо.

Философская энциклопедия – М., 1962: – понятия нет.

Советский энциклопедический словарь – М., 1980: – понятия нет.

Полный православный богословский энциклопедический словарь – М., 1992 (репринт): – непослушание воле Божией.

В Библии понятие «грех» встречается 497 раз, от: «…если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит…» (Быт. 4:7) [1], до «…чтобы не участвовать вам в грехах…» (Откр. 18:4). 

Слово Спасителя: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34).

Слово Апостола: Возмездие за грех – смерть (Рим. 6:23).

Слово пророческое: Всякий верующий в Него (Иисуса Христа) получит прощение грехов именем Его (Деян. 10:43).

«Всем грешен: словом, делом, помышлением…»

«Ничем никогда не грешил, только меня все обижали».

«Грехов? Да нет, не было. Всегда всем только добро делала».

«Чего там конкретно? Всем грешила, а конкретно не знаю».

«Не помню что-то…».

«Грех? А что это?».

Желающих узнать богословский ответ на этот вопрос отсылаем к статье из Богословского энциклопедического словаря, помещенной в Приложении III. Ну а мы постараемся ответить на него как можно проще и в то же время подробнее. 

Вся сложность христианского понимания греха в том, что явление это многоплановое: с одной стороны – дело, с другой – состояние (страсть). Дело же может быть совершённое, а может быть помысленное. Но, кроме того, на грех можно смотреть и как на противление Господу, как на оскорбление Его любви к нам.

не убий, не укради и пр. Ну что же – знать этот закон (десятисловие, или декалогий) необходимо: это фундамент не только христианской, но и всей общечеловеческой духовности и морали. И знать, конечно, нужно не только пятую и шестую, а все заповеди. Знать, понимать, руководствоваться ими [3],- но и это еще не все.

«Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 21-22; 27-28). Вот ключевые слова: «Прелюбодействовал в сердце своем», – т.е. грех из сферы действий, поступков переводится в сферу состояний, чувств. И здесь – колоссальный сдвиг в понимании!

Если большинство из нас могут спокойно сказать: «Нет, никого не убивал», а кое-кто даже сможет без лукавства признать себя непричастным к греху блуда, то увидим ли мы такого человека, кто искренне скажет: «Гневаться, раздражаться, обижаться? Осуждать кого-либо? Иметь нескромные, нецеломудренные мысли?

См. также:   Что нужно знать о водолеях мужчинах

Что и как нужно говорить на исповеди

– Нет, со мной этого никогда не бывало!»? Думаю, что не увидим, а если и увидим, – то можно без сомнения утверждать, что встретили мы человека с абсолютной душевной слепотой. Так что, друзья мои, приходится признать – воистину все мы «в бездне грехов валяемся»: ведь не проходит дня, часа, а то и минуты, чтобы не согрешили мы раздражением или нечистыми мыслями, осуждением или завистью, праздностью или унынием и т.п.

Итак, мы разобрались, что грех может быть «делом», а может быть «помышлением». Ну а теперь заглянем глубже. Что порождает грех? Источник его лежит в самых глубинах нашей души — в том, что называется страстью. По определению «Полного церковно-славянского словаря» страсть (— пафос) — это «сильное желание чего-либо запрещенного», т. е.

желание совершать грех. Сама по себе страсть есть уже грех — «грех состоянием», но это и потенциальная возможность совершения греха делом, воплощения его в конкретном поступке. Так, страсть сребролюбия (любовь к деньгам, богатству), при непротивлении ей и при способствующих внешних обстоятельствах, может реализоваться в грех воровства;

страсть раздражительности — в грех рукоприкладства (побои, драка); страстное состояние отчаяния — в грех самоубийства. Как мы видим, все эти грехи — воровство, рукоприкладство, самоубийство и прочие — коренятся в соответствующих страстях. Но дело в том, что и сами страсти эти также есть грехи, более того, именно они — страсти — и есть грехи «в первую очередь», ибо, постоянно гнездясь в душе человека, побуждают его к совершению грехов делом — к падениям.

Поэтому грехи делом не только вторичны по происхождению, но и гораздо легче преодолеваемы на практике (удержать себя от воровства, к примеру, гораздо проще, чем удержать свою душу от страстного желания приобретать материальные блага). Искоренение страстей — основное содержание православной аскетики [4].

Святые отцы [5] учат, что источник страстей – искушающая душу человека бесовская воля; почва для их произрастания – зараженная первородным грехом падшая природа человека (см. Приложение III); сила, противостоящая страстям, — свободная воля богоподобной человеческой личности; оружие для борьбы со страстями преподается Православной Церковью. Однако все это уже тема отдельного, большого разговора [6].

Здесь же мы приводим только перечень основных страстей (по мере возрастания их опасности для души), как они определяются святыми отцами Церкви, — с противопоставлением им соответствующих добродетелей.

ЧРЕВОУГОДИЕ — ВОЗДЕРЖАНИЕЛЮБОДЕЯНИЕ (блуд) — ЦЕЛОМУДРИЕСРЕБРОЛЮБИЕ — НЕСТЯЖАНИЕГНЕВ — КРОТОСТЬПЕЧАЛЬ — ТЕРПЕНИЕУНЫНИЕ —ТРЕЗВЕНИЕ (духовная собранность)ТЩЕСЛАВИЕ — СМИРЕНИЕГОРДОСТЬ — ЛЮБОВЬ

Действие греха

Теперь рассмотрим, каково же действие греха на душу человека.

С одной стороны, как мы уже говорили, грех постепенно умерщвляет душу, «отравляет» ее собой. Если угодно, действие греха можно сравнить с действием радиации на тело человека. Это «духовная радиация», постепенно, но неуклонно разрушающая душу. А душа должна не только кое-как существовать, прозябать — она должна развиваться, формироваться;

она должна успеть приготовиться и созреть ко времени перехода в вечную жизнь. Так плод в материнском чреве созревает, готовится к рождению в мир. Беда, если мать в это время помышляет только о развлечениях или о том, например, чтобы выгодно подработать на каком-нибудь токсичном производстве. О печальных последствиях этого не хочется и говорить… Безумной назовут такую нерадивую мать большинство нормальных людей — и будут правы.

Но прав и Предтеча и Креститель Господень Иоанн, который нам, нормальным людям, сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Прав Господь наш Иисус Христос, Который сказал: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то [богатство], что ты заготовил?» (Лк. 12:20).

Все мы, дорогие, так сказать, «беременны» душой: носим, вынашиваем ее для рождения в будущее Царствие,— но помним ли мы об этом? Заботимся ли о ней? Или отравляем ее «токсинами» грехов, угнетаем ее тяжким грузом своих страстей, собственноручно обливаем ее «грязью духовной»?

С другой стороны, совершаемый нами грех — это нанесение прямого оскорбления Богу. Ведь Сам Христос открыл людям, что Бог для каждого из нас не некий непознаваемый Абсолют, абстрактный принцип, но «Отец наш Небесный». ОТЕЦ! Вдумайтесь в это! Ведь именно это делает христианство религией любви, а не закона!

Грех есть непослушание Воле Божией. Но не является ли оскорблением для земного, во плоти человеческой, отца, упорное, злонамеренное, нераскаянное непослушание его воле, его указаниям, просьбам, его авторитету? Не тем ли более — непослушание воле Небесного Отца? И если земной отец, испробовав все средства увещевания и вразумления, в конце концов не только имеет право, но и обязан прибегнуть к наказанию,— то не вынудит ли, в конце концов, небесная справедливость отступить небесное долготерпение? Как говорят в народе: «Бог долго терпит, да больно бьет».

Еще страшнее выглядит ситуация, если мы посмотрим на нее с точки зрения искупительной жертвы Спасителя — Его добровольной крестной смерти за грехи мира. Все скорби мира, включая и непреодолимое человеком проклятие смерти, есть последствия греха, берущего начало от грехопадения прародителей Адама и Евы.

Христос вочеловечился, чтобы это проклятие преодолеть, чтобы превратить смерть из кошмарного тупика в дверь, ведущую в лучшую, совершенную жизнь, изначально уготованную Богом человеку по его сыновнему достоинству. Христос Сам, будучи совершенно чист даже от тени греха, добровольно взял на Себя все последствия греха вплоть до смерти, «смерти же крестной» (Фил. 2:8).

Он «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал. 1:4). Спаситель, распявшись за нас, сделал возможным искупление грехов для всех людей, ищущих Царствия Божия, — от Адама до последнего человека последних времен. И таким образом мы, совершая грехи, вновь и вновь становимся соучастниками Его распинания.

О, ужасное зрелище! Одну руку все время просительно протягиваем к Распятому Христу с молением (если не с требованием): «Дай нам то, дай это, помоги, защити нас», — а другой рукой — молотком по гвоздям, пронзающим Его пречистое тело! Поистине, невыносимая картина. Кажется, как можно жить, если так это все видеть?

Ведь избавиться в нашем скорбном мире от греха невозможно: («…несть человек иже жив будет и не согрешит » [7]) — с грехом можно только бороться; но как с этим сосуществовать: с «грехом — ядом», с «грехом — оскорблением», с «грехом — распинанием»?! Однако, хотя действительно «человекам это невозможно» — «Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

Исповедь в церкви

Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы.

Глава 3. Таинство

Подготовка к исповеди не носит внешне-формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви — Причастия [1], исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя — православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние.

Грехи нужно понимать и в широком смысле — как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном — как фактические случаи преступления заповедей Божиих. Славянское слово «покаяние», вслед за исходным греческим словом (), означает не столько «извинение», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов.

Итак, приготовиться к исповеди — это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь [2], свою душу, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. И — пойти в храм Божий исповедаться.

Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).

См. также:   Сколько раз нужно читать псалмы

Обычное время совершения исповеди — перед Божественной литургией или во время ее, перед причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда, при наплыве народа, назначают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.

Как правило, священник исповедует перед аналоем [3] в боковых крыльях помещения церкви — приделах, или на солее [4], или ближе ко входу в церковь (в притворе). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь — подходят к исповеди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Св. Троицы коленопреклонения отменяются). Обычно священник покрывает главу кающегося епитрахилью [5], молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом.

Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву [6]. Итак — исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.

Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение [7]. Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите ли, батюшка, причаститься?» — и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн [8].

1. К исповеди можно, как уже говорилось, приступать в любое время и как угодно часто. Однако общепринятой является исповедь непосредственно перед причастием (в наше время верующие люди, как правило, причащаются 1-2 раза в месяц, начинающим желательно причащаться не реже 4-5 раз в год).

2. К исповеди нужно готовиться душой: внимательно, вдумчиво проанализировать свою жизнь, особо отмечая то, о чем нужно вслух сказать на исповеди, настроить свое сердце на покаянный лад. При этом желательно проверить свою совесть, воспользовавшись таблицей, данной в Приложении I «Общая исповедь» настоящего пособия, или аналогичной литературой.

3. Исповедь не есть беседа. Если нужно посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого особое время. На исповеди нужно говорить только о своих грехах (ни в коем случае не стараясь обелить себя и осудить окружающих) и просить за свои прегрешения у Господа прощения.

4. К исповеди можно приступать, только предварительно примирившись со всеми, кто нас как-то обидел и кто на нас имеет какую-либо обиду (если по обстоятельствам жизни примирение практически невозможно — то нужно искренне примириться в сердце своем). Исповедаться не примирившись — бесполезно, причащаться так — смертный грех.

5. Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности подробно тебя вы слушать, даже если он просто спросил: «Каетесь ли вы в своих грехах?» — а ты ответил ему с сокрушением сердечным, искренне: «Каюсь», и он сразу прочитал «разрешительную» молитву, — не смущайся краткостью исповеди: благодать Божия, немощных врачующая, очистила твою душу, и Таинство Исповеди совершилось во всей полноте.

6. Никогда не надо смущаться тяжестью своих грехов, ибо нет грехов непрощаемых, кроме неисповеданных, нераскаянных. Среди христианских святых есть люди, некогда бывшие страшными грешниками (например, преподобная Мария Египетская) — но, покаявшись, они не только получили прощение от Господа, но и подвигом веры взошли на высшую ступень святости (вспомним также, что первый человек, сподобившийся войти в рай, был покаявшийся разбойник).

Священник же никогда не соблазнится услышанным, исповедь даже самых тяжких и отвратительных грехов не вызовет у него дурного чувства к исповедующемуся: зрелище очищающейся души всегда вызывает чувство любви и радости. Нужно знать также, что священнослужители обязаны хранить тайну исповеди под страхом извержения из сана.

7. Бывает у исповедующихся ложное чувство «несовершенного покаяния»: «Я, батюшка, покаялся плохо, я не достоин причащаться». Так вот, достойным принять Страшные Тайны Христовы — Святое Причастие — может считать себя только человек, находящийся в духовном самообмане. Естественное состояние причастника — осознание именно своего глубочайшего недостоинства принятия такого ВЕЛИКОГО ДАРА и чувство благодарности Господу за Его любовь к нам и милосердие к нашему недостоинству;

только это и есть условие достойного причащения. В отношении же «не совершенного покаяния» скажем, что благодатное чувство сердечного покаяния даруется Господом, и нам не должно его «требовать» у Господа; наше же дело — покаяться сознательно и искренне, в том числе и в отсутствии чувства «совершенного» покаяния — остальное же возложим на Господа.

Напоследок — несколько советов общего характера тому, кто делает первые шаги в Церкви.

пришел ли ты к Богу или пришел себя показать. Отсюда вытекает и второе: имей терпение, не торопи события духовной жизни по принципу «всё или ничего»; всё придет, но только со временем… «терпением вашим спасайте души ваши»,— сказал Господь (Лк. 21:19). Третье — имейте доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ.

Без доверия нет веры. Не соблазняйся тебе непонятным, неубедительным и, возможно даже, неприятным — не суди сходу, вручи суд весь Богу, а сам открой свое сердце тому, что тебе уже сейчас близко, и прими в себя этот дар Божий. Об остальном говори себе: «Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно».

И еще раз прошу: не впускай в себя соблазн — это может быть, и скорее всего, есть сеть, расставленная на душу твою лукавым. Так, например, многие «новоначальные» соблазняются непонятностью для них церковно-славянского языка. Но почему же тогда, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди, как правило, становятся убежденными защитниками сохранения этого богослужебного языка?

Да потому, что со временем открывается то, что не видно с первого взгляда,— чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного Святыми отцами духоносного языка. Вряд ли найдется нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы заменить язык поэзии на язык канцелярии (потому что тот якобы точнее), или язык канцелярии на язык базара (потому что тот «народнее»).

Так и православный христианин идею замены святого языка богослужения на удобопонимаемый разговорный воспринимает как кощунство [9]. Ну а что ты пока не всё понимаешь из церковных молитв — не скорби; «Ты не понимаешь, зато бесы все понимают», — говорили святые отцы. Душа способна «впитывать» благодать богослужения и молитвы и без участия в этом разума (поэтому, кстати, так важно верующим родителям читать вслух молитвы при своих младенцах и приносить их в Церковь на службы).

И, наконец, четвертый совет, в сущности, вытекающий из вышесказанного: будь настойчив в достижении своей цели на пути к Богу. Не опускай рук после первых разочарований и неудач. Излечение и спасение души — труд более кропотливый, чем излечение тела, и не нужно ожидать на этом пути одних восторгов и успехов.

Даже «сто раз на день падая — сто раз вставай» — учат наши святые, и именно через эти падения ведет путь к победе. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12),— вот утверждающее слово Самого Спасителя, и только с пониманием этого можно приступать к духовному деланию.

Приложение I

Общая исповедь

Ниже приводится перечень наиболее характерных для всех нас — людей, живущих в миру, — грехов и страстей. Конечно, эти грехи не в одинаковой степени свойственны всем людям — перед нами именно общий перечень грехов, просматривая который и вспоминая свою жизнь, каждый может отметить и выявить то, что касается непосредственно его души и жизни.

Таким образом, для подготовки к Таинству Исповеди мы должны провести работу — работу души. Здесь нужно внимание, рассудительность, трезвость в оценках самого себя, иногда безжалостность в обнажении перед Богом и совестью наших «душевных язв» для их уврачевания. Еще хочется сказать о доверии — доверии к голосу Церкви.

Чувство греховности бывает в человеке притуплено, и не все перечисленные здесь грехи могут восприниматься некоторыми из нас как грехи. А без доверия к опыту Церкви, опыту святых, которые, практически пройдя путь очищения от страстей, оставили нам учение о борьбе с грехами — не может быть и действительной веры в Бога.

При исследовании своей совести нужно стараться избегать двух крайностей: 1) невидения своих грехов (в помощь для борьбы с этим и предлагается настоящее пособие) и 2) некоей растерянности от их чрезмерного обилия: «Всем абсолютно грешен!» В этом случае важно, во-первых,— не пугаться, ибо глубина зрения своих грехов в самых мелких и тонких их проявлениях говорит о глубине духовного мира человека, а во-вторых, нужно, вглядываясь вдумчиво в свою жизнь, особенно отметить те грехи и страсти, те «сорняки» , которые наиболее густо засорили ниву нашей души, наиболее укоренились в ней. Нужно находить их и «вырывать» — исповедуя их и борясь с ними наиболее решительно и неотступно.

Жирным шрифтом напечатан основной перечень грехов, а курсивом — расширенный. Для удобства и наглядности грехи, достаточно условно, подразделяются на три группы: грехи против Бога, грехи против ближнего, грехи против самого себя. В примечаниях (сносках) поясняются некоторые термины и понятия.

См. также:   Как защититься от энергетического вампира в семье?

Грехи против Бога

В ОСНОВНОМ ПРОИСТЕКАЮТ ОТ ГОРДОСТИ, МАЛОВЕРИЯ, ПЛЕНЕННОСТИ СТРАСТЯМИ, ОТ НЕРАДЕНИЯ О СВОЕМ СПАСЕНИИ

Согрешил неимением любви к Богу и страха Божия [1], в том числе непамятованием о Боге.

Согрешил гордостью, в том числе: несмиренностию духа [2], нежеланием жить по Воле Божией, самоволием, самочинием, самомнением, высокоумием, плотским мудрованием.

Согрешил неисполнением заповедей Божиих.

Согрешил кумирослужением [3], в том числе страстным увлечением кем-либо или чем-либо.

Согрешил духовным неразумием [4].

Согрешил чрезмерным упованием на Божие долготерпение, в том числе попущением себе всяческих грехов.

Согрешил тщеславием [5], в том числе превозношением, многоглаголанием, честолюбием [6], обидчивостью, лицемерным благоговением и ложным благочестием, смиреннословием [7].

Согрешил маловерием [8], в том числе отсутствием мира Христова в душе [9].

Согрешил недоверием к Промыслу Божию, в том числе неупованием на Господа, опасением старости, бедности, болезней, будущих скорбей.

Согрешил неблагодарностью к Богу.

Согрешил печалью и унынием, в том числе малодушием [10].

Согрешил ропотом на Бога, неприятием дарованного Господом во спасение нашей души жизненного креста.

Согрешил тем, что уклонялся в ересь или иным образом извергал себя из церкви, в том числе: участвовал в мероприятиях церковных раскольников [11], сектантов [12], иноверцев [13] или оккультистов [14].

Согрешил тем, что занимался колдовством, (магией [15]), обращался к разного рода колдунам и целителям [16], в том числе: подвергал себя кодированию, заговорам, гипнозу [17].

Согрешил нетерпением посылаемых Господом испытаний, в том числе нетерпением скорбей: болезней, бедности, ущерба, неудач, обид и т. п.

Согрешил ненадеянием на спасение, согрешил отчаянием, помыслами и попытками самоубийства, в том числе недоверием к милосердию Божию.

как подготовиться к исповеди

Согрешил богохульными и еретическими помыслами [18], в том числе сомнениями в истинах веры.

Согрешил суевериями [19], в том числе гаданиями, чтением оккультной и мистической нехристианской литературы — по астрологии, хиромантии и пр.

Согрешил поминанием имени Божия всуе [20], в том числе кощунственно; чертыханием, нецензурной руганью [21].

Согрешил пленением души [22] страстями, окамененным нечувствием [23], в том числе невниманием к голосу совести.

Согрешил нерадением об исповедании грехов, самооправданием [24], в том числе: холодностью и бесчувственностью на исповеди; неполным исповеданием грехов по ложному стыду, нерадению или забвению; умалением на исповеди своих грехов и обвинением в них всех и вся: людей, обстоятельства, бесов и пр.

Согрешил неисполнением обетов пред Богом, в том числе: неисполнением обетов крещения, обещаний, данных Богу на исповеди или самим себе пред Господом, благословений духовника.

как подготовиться к исповеди - советы

Согрешил пренебрежением к требованиям церковного устава и традициям церкви, в том числе: не выделял церковную десятину [25].

Согрешил неблагоговейным отношением к иконам и другим святыням, в том числе: по нерадению или дерзости прикасался к святыням в храме или дома, будучи в нечистоте; читал домашние молитвы, не возжигая лампады или свечи, не следил за порядком в красном углу [26], был нерадив к хранению святынь (допускал порчу просфор, икон и т.п.)

Согрешил непочитанием церковных праздников и нерадением об участии в богослужении, в том числе непосещением храма в воскресные и в праздничные дни, непосещением в канун этих дней вечерних богослужений; хождением в храм на службу без желания, без благоговения, без страха Божия; на службе — разговорами, смехом, дреманием, невниманием, блужданием мыслей, исхождением из храма во время службы, опозданием или ранним уходом с нее без уважительной причины; небрежным изображением на себе крестного знамения; торопливым, без благоговения прикладыванием к иконе, кресту.

Согрешил нарушением постов, в том числе несоблюдением установленных Церковью постов, а именно: четырех многодневных [27], всех сред и пятниц [28], кроме сплошных седмиц, а также постов в сугубые дни [29], при подготовке к причащению Святых Христовых Таин; нерадением о должном прохождении постов, как телесном, так и душевном.

Осуждал священников и всю церковную иерархию [30], в том числе ропотом и непослушанием.

С каких слов начать исповедь перед батюшкой

Согрешил потворством духу времени и мирским обычаям, противным вере православной, в том числе согрешил обмирщением души [31].

Стыдился исповедать [32] себя христианином, в том числе стыдился налагать на себя крестное знамение, носить нательный крест и т.п.

Согрешил нерадением и ленью к молитве [33], а также к чтению православной душеспасительной литературы [34], в том числе: молился без внимания, усердия и благоговения, с холодным сердцем, торопливо, рассеяно, вольно, допуская посторонние мысли; по лени оставлял молитвенное правило или сокращал его; ленился поучаться в законе Божием и учении святых отцов.

По небрежению не носил нательного креста [35].

КАК ПРАВИЛО, ПРОИСХОДЯТ  ОТ НЕДОСТАТКА ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ,ОТ НЕРАДЕНИЯ О ЕГО СПАСЕНИИ,  ОТ ЗЛОБЫ, НЕНАВИСТИ ИЛИ БЕСЧУВСТВИЯ К НЕМУ

Согрешил неимением любви к ближнему, в том числе: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, подозрительностью нрава [36], непостоянством в отношении к ближним.

Согрешил неимением дел любви [37] и непонуждением себя на них, в том числе: не посещал больных, заключенных, не помогал нуждающимся, скупился на милостыню, осуждал нищих [38], не утешал скорбящих, не защищал невинных людей и правого дела, не хотел пожалеть ближнего, уступить ему, услужить.

Согрешил нерадением о спасении ближнего [39], в том числе хладностью и забывчивостью в молитвах за ближнего.

Согрешил непочитанием родителей [40], в том числе: не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д.

Согрешил непочитанием старших.

Согрешил невоспитанием детей в православной вере [41], не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях.

Согрешил вольным или невольным убийством, в том числе абортами [42], (это касается всех к ним причастных), членовредительством [43], рукоприкладством, в том числе: согрешил действиями, которые вольно или невольно привели к прерыванию беременности, выкидышу или какому-либо ущербу здоровья плода.

Согрешил жестокостью к животным [44] или же страстной привязанностью к животным [45].

Согрешил ненавистью и злобой, зложелательством, зловоздаянием [46]; злорадством.

Согрешил гневом, в том числе вспыльчивостью.

Согрешил проклинанием [47].

Согрешил непримиримостью, в том числе злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним.

Согрешил нанесением оскорблений, в том числе поношением, злословием.

Согрешил раздражительностью, в том числе прекословием, укорением, упрямством, спорливостью, пристрастностью [48].

Согрешил клеветой, сплетнями.

Согрешил завистью.

Согрешил ложью, в том числе лукавством, лицемерием, хвастовством.

Согрешил осуждением [49].

Согрешил лицеприятием (человекоугодием [50], лестью).

Согрешил поведением, соблазняющим окружающих [51], в том числе желанием страстно нравиться [52], прельщать или смущать окружающих.

Согрешил вольностью и дерзостью в обращении с людьми, в том числе: наглостью и бесчувственностью, издевательством и насмешками, бесстыдством.

Согрешил страстным любопытством (подглядыванием и подслушиванием за людьми, желанием узнать чужие грехи и тайны).

В ОСНОВНОМ СВЯЗАНЫ СО СТРАСТЯМИ БЛУДА, ЧРЕВОУГОДИЯ И СРЕБРОЛЮБИЯ

Согрешил блудом [53].

Согрешил прелюбодеянием [54].

Согрешил противоестественными блудными отношениями, в том числе: кровосмешением [55], мужеложством, скотоложством и пр.

Согрешил рукоблудием [56].

Согрешил блудными разжжениями, то есть всяческим сладострастием: чтением развратных книг, рассматриванием соблазнительных картин и зрелищ.

Согрешил ночными осквернениями [57].

Согрешил невоздержанием в супружеской жизни, в том числе нехранением постов и праздников [58].

Ознакомьтесь также

Список грехов для исповеди для женщин полный, как правильно исповедоваться пример?

Грехи говорящие на исповеди Батюшка в церкви не всевидящее око, тем более не экстрасенс, чтобы …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *