Таинства в Православной церкви

Аннотация

«Таинства Церкви» Александра (Милеанта) – краткое, элементарное толкование Таинств Крещения и Миропомазания (и отдельный разбор Крещения младенцев), Покаяния, Причащения, Брака, Священства и Таинство Елеосвящения (Соборования).

В предисловии к «Таинствам Церкви» Александр (Милеант) пишет: «Волей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, – но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью.

Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати – Его слово в Священном Писании, молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих… Особое место среди этих благодатных проводников занимают так называемые таинства. Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение (Евхаристия), брак, священство и елеосвящение. Таинства – это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа. В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается».

Миропомазание

Среди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово – Церковь, чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. Еще до установления Крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его, говоря:

Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух« (Ин. 3:5–6). Иными словами, в обычном своем состоянии человек не способен к духовной жизни – для этого ему необходимо родиться духовно.

В таинстве Крещения, верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия.

Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос, Который освятил Его Своим собственным примером, приняв Крещение у Иоанна на реке Иордан. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф. 28:19).

Для принятия Крещения необходимы вера в Иисуса Христа как Сына Божия, покаяние во всех грехах и твердое намерение жить по заповедям Божиим.

Православная Церковь допускает крещение младенцев по вере их родителей и восприемников с условием, что и те, и другие обязуются воспитывать крещаемого в православной вере и руководить им в истинно христианской жизни. О том, что благодатные дарования даются по вере других, ясно свидетельствуют евангельские рассказы, например: по вере римского сотника Господь исцелил его слугу. При исцелении расслабленного повествуется о том, как »Иисус, видя веру их (принесших больного), сказал расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои« (Мк. 2:5). По вере матери-хананеянки Господь исцелил ее дочь; и т.д. Поэтому восприемники и родители, которые пренебрегают священным долгом воспитывать ребенка в христианской вере, лишают его возможности с детства познать Бога и оставляют его безоружным перед всеми соблазнами, которые ожидают его в зрелом возрасте.

Сектанты осуждают православных за совершение таинств над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило собой ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами. Апостол Павел называет христианское крещение «обрезанием нерукотворным» (Колос. 2:11–12).

Так как при крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новую жизнь, становится чадом Божиим и наследником вечной жизни, то вполне очевидно, что крещение необходимо для всех, в том числе – и для младенцев, чтобы, развиваясь физически, они одновременно и своим духом возрастали во Христе. Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:16). Ведь младенцы, как и взрослые, причастны первородному греху и, следовательно, имеют нужду в очищении от него. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о крещении целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефанов – 1Кор. 1:16), и нигде не упоминается об исключении младенцев при общем крещении. Отцы Церкви в своих поучениях настаивают на крещении детей. Св. Григорий Богослов, обращаясь к матерям христианкам, говорит: «У тебя есть младенец? – Не давай усилиться повреждению со временем; пусть он будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи человеческого естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала его для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога».

Так как крещение есть духовное рождение, а человек рождается только однажды, то и таинство крещения над человеком совершается только однажды: «Один Господь, одна вера, одно крещение” (Еф. 4:4).

Крещение не является лишь символом очищения, оно – самое начало и источник всех последующих божественных даров, очищающий и уничтожающий все греховные скверны и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров. Дальнейший духовный рост опирается на свободное стремление человека. Но так как искушающее начало нередко находит себе сочувствие в природе человека, имеющей склонность ко греху, то нравственное усовершенствование не обходится без борьбы. Благодатную помощь в этой борьбе человек получает через помазание святым миром.

Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. В нем новокрещенному подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в христианской жизни. О благодатных дарах Святого Духа Иисус Христос сказал: »Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен« (Ин. 7:38–39).

В таинстве миропомазания каждый верующий приобщается к чуду Пятидесятницы, когда апостолы и другие верующие получили дары Святого Духа. Апостол Павел, имея ввиду получение верующими благодатных даров именно через помазание, пишет: »Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши« (2Кор. 1:21–22).

Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа, для успешной борьбы со своими слабостями и с многочисленными соблазнами, которыми он окружен со всех сторон. Кроме общих даров, необходимых каждому христианину, существуют еще т. н. чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются людям, несущим в Церкви особые служения, как-то: священникам, проповедникам, пророкам, апостолам, всем благонамеренным правителям.

Первоначально апостолы совершали таинство миропомазания через возложение рук (Деян. 8:14–17, 19:2–6). Однако уже в середине первого века таинство это стало совершаться через помазание святым елеем – миром. Побуждением к этому послужило то обстоятельство, что с распространением христианства по многим странам апостолы и их приемники физически не могли на каждого новокрещенного возлагать свои руки. Примеров преподания благодатных даров именно через помазание елеем очень много в ветхозаветной Священной Истории (Исх. 29:7; Лев. 8:12; 1Цар. 10:1; 2Цар. 9:3; Пс. 132:2). Отсюда и само наименование «Мессия» или «Христос», что по-гречески значит «помазанный».

Святым миром (раньше оно писалось через «ижицу» – «миро») называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Миро освящали сначала апостолы, а потом их приемники – епископы, как носители апостольской благодати. Само же помазание верующих совершают пресвитеры (священники).

То, что помазание освященным миром восходит к апостолам, видно из слов апостола Павла, писавшего: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:21–22). Сами совершительные слова таинства Печать дара Духа Святаго тесно связаны с этим изречением апостола, который пишет: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). «Днем избавления» в Священном Писании называется крещение; под «знаменованием Святого Духа», несомненно, разумеется «печать Духа Святого», следовавшая сразу после крещения.

При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь“.

Примечания:

Прежде совершения таинства Крещения новорожденному нарекается (дается) имя; обычно в честь кого-либо из святых угодников Божиих. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства.

Приступая к Крещению, священник молит Господа изгнать из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в его сердце, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый же, со своей стороны отрекается от диавола и обещает впредь служить только одному Христу. Чтением Символа Веры он подтверждает свою веру во Иисуса Христа, как единородного Сына Божия и своего Спасителя. При крещении младенца отречение от диавола и чтение Символа веры произносят от его лица крестные родители, которые являются поручителями за его веру. Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнав от нее диавола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни, при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своей рукой, а потом освященным елеем, которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: »Крещается раб Божий(имя)во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь“.

На крещенного возлагают белую одежду и нательный крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит знаком того, что он стал христианином.

Сразу же после Крещения совершается таинство Миропомазания. Священник помазывает крещенного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов: «Печать (знак) дара Духа Святаго». В это время невидимо подаются крещаемому дары Св. Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в духовной жизни. Чело, или лоб, помазываются миром для освящения ума; глаза, уши, ноздри, уста – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения дел и поведения. Троекратное затем хождение вокруг купели символизирует «хождение» в заповедях Христовых, чем новокрещенный уподобляется Ему. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещаемого делается в знак его посвящения Господу.

Введение

Волей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, – но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью.

Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати – Его слово в Священном Писании, молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих… Особое место среди этих благодатных проводников занимают т. н. таинства. Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение-Евхаристия, брак, священство и елеосвящение. Таинства – это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа.

В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается.

Покаяние

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Таинство Покаяния установлено Самим Господом Иисусом Христом. Сначала Он еще прежде Своего воскресения обещал апостолам даровать власть прощать грехи: «
Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф.18:18).

а) Сам Господь преподал апостолам и их преемникам власть прощать грехи, т.е. это таинство может совершать только священнослужитель – пресвитер или епископ;
б) отпускаются грехи или удерживаются именно Духом Святым, т.е. Божественной невидимой силой и действием;
в) священнослужитель выражает эту власть видимым образом: через благословение, как священнодействие и произношении им разрешительной от грехов молитвы.

Следует сказать, что к Покаянию призывал еще до Христа Его Предтеча Иоанн Креститель, который «проповедовал крещение покаяния в отпущение грехов, а приходившие к Иоанну Крестителю «
исповедывали грехи своя» (Мк.1:4-5). Кроме того, Иоанн Предтеча проповедовал покаяние «по глаголу Божию» (Лк.3:2), и был для этого «послан Богом» (Ин.1:33).

Таинства в Православной церкви

Видимая сторона таинства Покаяния состоит в исповедании грехов, которое совершает кающийся перед Богом в присутствии священника, а также и в разрешении грехов, произносимом священником после исповеди.

Сама исповедь совершается следующим образом: перед Крестом и Евангелием, лежащих на аналое, как бы перед Самим Господом, кающийся после предварительных молитв и увещаний со стороны священника, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая, не оправдываясь, но обвиняя себя.

Священник, выслушав всю исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, в которой и через которую именем Иисусом Христа по данной ему власти разрешает кающегося от всех исповеданных грехов. Если же грехи окажутся особенно тяжкими, то священник по своему усмотрению может не разрешить, а удержать их на грешнике.

Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что истинно кающийся, при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. При этом действии кающийся примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и, освобождаясь от вечных наказаний за грехи, получает надежду на вечное спасение.

Для того, чтобы приступающий к таинству Покаяния мог действительно получить отпущение грехов, от него требуется:
а) сокрушение о грехах;
б) твердое намерение исправить свою жизнь;
в) надежду на милосердие Христа и веру во Спасителя.

Сокрушение о грехах. Этого требует сама сущность покаяния. Кто истинно кается, тот не может не сознавать всей тяжести своих грехов, которых множество, «как песок морской». Такой человек не может не скорбеть сердцем и не сокрушаться о своих грехах. Поэтому Церковь в первую подготовительную неделю перед Великим Постом предлагает за воскресным богослужением притчу у мытаре и фарисее, а затем евангельское повествование (во 2-ю неделю) об блудном сыне.

О сокрушении о грехах свидетельствует и апостол Павел: «
Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2 Кор.7:10), т.е. печаль о том, что мы своими грехами прогневляем Бога, приводит человека ко спасению. Из этого апостольского послания видно, что сокрушение кающегося должно проистекать не из страха только наказания за грехи, не из представления лишь одних гибельных последствий от грехов, а преимущественно из любви к Богу, волю Которого человек нарушил, оскорбив этим самым Бога, ибо проявил перед Ним свою неблагодарность, и, сделавшись потому недостойным Его. Св.

Иоанн Златоуст говорить об этом так: «Когда согрешаешь ты, – плачь и стенай не о том, что будешь наказан, это еще не важно; но о том, что ты оскорбил Своего Владыку, Который столько благ, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно.

Предлагаем ознакомиться:  Таро Тота: значение карт Алистера Кроули, расклады и толкование

Говоря иначе, главное условие для примирения человека с Богом есть, по учению св. Иоанна Златоуста, любовь к Богу, а не боязнь наказания за грех.

Таинства в Православной церкви

Намерение исправить свою жизнь. О твердом намерении исправить свою жизнь, как необходимом условии для получения прощения грехов, говорит пророк Иезекииль: «И егда грешник возвратится от беззакония своего и сотворит суд и правду, той жив будет в них» (Иез.33:19).

Раскаяние же на одних словах, без внутреннего даже желания исправить свою жизнь, заслуживает еще большего осуждения. Подобное отношение к таинству ап. Павел сравнивает с повторным распинанием грешниками Сына Божия: «
Невозможно, однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святаго отпадших, невозможно таких опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия» (Евр.6:4-6).

Св. Василий Великий рассуждает об исповеди следующим образом: «
Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Какую пользу принесет больному попечению врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни?

Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Без веры и надежды душа человека-грешника обречена на уныние, но вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, способны умиротворять самую возмущенную, истерзанную совесть грешника. Примером этого может служить троекратное отречение от Христа апостола Петра, который сам впоследствии говорил сотнику Корнилию и бывшим с ним о надежде на помилование от Бога так: «О Сем, то есть об Иисусе Христе вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь» (Деян.10:43).

Из Священной истории Нового Завета известно, например, что за искреннее покаяние была помилована Господом грешница, омывшая слезами ноги Спасителя, помазавшая их миром и отершая своими волосами (Лк.7:36-50). Из истории христианской Церкви известно, что многие величайшие грешники покаянием перешли на путь добродетельной жизни и получили спасение, как например, св. мч. Евдокия (память 1 марта), прп. Мария Египетская (память 1 апреля).

Для возбуждения же чувств, требуемых искренним раскаянием, существуют особые средства – пост и молитва. По уставу Церкви для приготовления к исповеди полагается недельный срок. Воздерживаясь в это время в пище и питии, каждый кающийся должен ежедневно присутствовать за богослужением в храме, более чаще молиться и дома, читать Священно Писание, удаляться от праздных забав, развлечений и удовольствий. Вспоминать в этот период все свои грехи, совершенные за время после предшествующей исповеди.

Время такого приготовления к таинству Покаяния иногда называют говением, т.е. временем особенно благоговейного поведения христианина.

Из повествования Св. Писания известно на примерах Моисея и Иисуса Христа, которые, принимая на себя грехи народа: Моисей – еврейского, а Спаситель – грехи всего мира, – проводили по 40 дней в посте и молитве.

Даже из обыденной жизни мы знаем. что когда человек серьезно чем-либо занят, то он часто забывает о пище. Тем более, когда требуются усилия человеку в наиважнейшем делании – над своей душой, то при чрезмерном употреблении пищи просто невозможно будет сосредоточиться и молитвенно настроить себя для духовного бодрствования.

Или, как говорил древние мудрецы: «
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, для того, чтобы есть!» Святой Иоанн Златоуст учит: «Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врачом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося и постящегося» /Титов Г., свящ. Ч.2. с. 90 «Уроки по простран. христ. кат»/.

После исповеди на кающегося иногда налагается епитимия, как средство к очищению и умиротворению совести уже покаявшегося грешника. Слово « » значит «наказание по законам», а также «почесть, честное имя». Но точнее и сообразнее со значением епитимии переводят на русский язык как «запрещение» (см. перев. С греч. 2 Кор.2:6).

Епитимия налагается на кающегося не для того, чтобы удовлетворить правосудию Божию, так как такое удовлетворение на все времена для всех людей, и за все грехи дано Иисусом Христом в Его Искупительной жертве, но для того, чтобы помочь кающемуся победить привычку ко греху и сознать всю тяжесть своих грехов.

Св. Григорий Богослов так об этом рассуждает: «
Как телам не одинаковые даются лекарства и пища, так и души врачуются различным образом и способом. Свидетелями такого врачевания являются сами болящие… Для иных нужен бич, а для других узда… Одних исправляет увещание, других выговор… Для иных хорошо и полезно одно, а для иных другое, сообразно тому, как требуют время и обстоятельства, и как допускает нрав врачуемого» /с.973. С.В.Булгаков. Настольная книга для свящ.-церк.-служит. 2-е изд. Харьков, 1900/.

Смотря по свойству грехов и нравственному состоянию грешника, епитимии бывают различные. Например, человеку невоздержанному назначается пост сверх положенного для всех; скупому и жадному – раздаяние милостыни; рассеянному и увлекающемуся мирскими удовольствиями – более частое хождение в храм, чтение Св. Писания, усиленная домашняя молитва с земными поклонами и т.п.

Покаяние называют вторым крещением, потому что оно смывает с человека скверну грехов, совершенных после крещения. В этом таинстве верующий исповедует, т.е. открыто признает перед Богом, свои согрешения и получает через священника, как свидетеля исповеди, прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал «Крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Марк. 1:4–5).

Власть прощать грехи дал Сам Господь Иисус Христос, который сказал апостолам, а в их лице и продолжателям их дела, епископам и священникам: «Приимите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23).

Получив на это власть от Господа, Апостолы повсеместно совершали таинство покаяния, как читаем об этом в книге Деяний: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18).

Для получения прощения грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное их исповедание, т.е. произнесение их вслух, с твердым намерением исправить свою жизнь.

В некоторых случаях на кающегося налагается «епитимия» (по греч. – запрещение), состоящее из благочестивых дел и некоторых лишений, направленных к преодолению греховных привычек.

Приступая к таинству Покаяния, надо понимать, что здесь важно не только осознание своей греховности, но необходимо еще и настроить свою волю к исправлению, желать и твердо решить бороться со своими дурными наклонностями. Сознавая себя грешником, кающийся просит Бога помочь ему стать лучше и дать духовные силы для борьбы с соблазнами. Такое сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное врачевание, помогающее верующему духовно расти и крепнуть.

Само высказывание вслух своих духовных болезней и падений перед духовником – исповедание грехов – имеет то значение, что в нем преодолевается гордыня – этот главный источник грехов, и чувство безнадежности своего исправления. Выявление греха на свет уже приближает к извержению его из себя.

Приступающий к таинству покаяния готовит себя к нему так называемым говеньем, т.е. молитвенным подвигом, постом и самоуглублением, с целью осознания своей греховности и необходимостью обдумать путь к исправлению.

В таинстве Покаяния навстречу кающемуся идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отверг Он блудного сына и покаявшегося мытаря. Свидетельство это заключается в особых разрешительных словах, произносимых священником над кающимся.

Примечания

Совершать исповедь желательно вечером, накануне Причащения, или до начала Божественной литургии, во время чтения Часов. На исповеди не нужно ждать вопросов священника, а надо самому перечислить свои грехи. Для этого необходимо подготовиться к исповеди дома: уединиться, собраться с мыслями и внимательно проследить свою жизнь. Надо поболеть душой за каждый греховный поступок, от всего сердца раскаяться в нем перед Богом и подумать, как исправить свою жизнь. Хорошо записать свои грехи на бумажку и прочесть их духовнику на исповеди, чтобы чего-нибудь не забыть.

Подходя к исповеди, кающийся делает перед аналоем поклон и целует лежащие на аналое крест и евангелие. Говорить надо откровенно, не затемняя неприглядности грехов общими выражениями (например, «во всем грешен» или «грешен против 7-й заповеди»). Исповедуясь, необходимо избегать самооправдания и попыток привести «смягчающие обстоятельства», как, напр., ссылки на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это происходит от самолюбия и ложного стыда.

В конце исповеди, священник возлагает епитрахиль на преклоненную голову кающегося и читает разрешительную молитву, прося Бога простить все его грехи. Поцеловав крест, исповедовавшийся отходит от аналоя, взяв у священника благословение.

Знак принятого Богом покаяния – это чувства умиротворения, легкости и радости, которые испытывает человек после исповеди.

Причащение

Целью нашей жизни является духовное обновление. Оно осуществляется не только нашими усилиями, но, в особенности, нашим таинственным соединением с Богочеловеком Иисусом Христом – источником жизни. Таинство, в котором это соединение осуществляется, именуется Причащением, и происходит оно во время божественной Литургии, где хлеб и вино в чаше становятся истинным Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа.

Необходимость соединения верующих с Собой Господь раскрыл в беседе о Виноградной Лозе: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы – ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:46). Еще явственнее Он раскрыл необходимость причащения в Своей беседе о Хлебе Небесном: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, а кровь Моя истинно есть питье. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53–56).

Сам же способ совершения этого таинства Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери – накануне Своих крестных страданий. Впервые лично совершая его, Господь взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Потом, взяв чашу и возблагодарив, подал её апостолам, говоря: «Пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28; Мк. 14:22–24; Лк. 22:19–24; 1Кор. 11:23–25).

Причастив апостолов, Господь заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание», – т.е. постоянно совершайте это, вспоминая Меня и все то, что Я сделал для спасения людей. Согласно этому повелению, таинство Причащения постоянно совершается в Церкви и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино силой и действием Духа Святого прелагаются, или пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христову. Таинство причащения еще называется евхаристией, что по-гречески значит «благодарение», так как благодарение Бога составляет главное содержание молитв этого богослужения.

Первые христиане причащались каждый воскресный день, который тогда назывался «день Господень». Однако со временем усердие христиан стало падать, и сейчас большинство причащается один или несколько раз в году, что, конечно, очень печально, потому что соединение с Господом является мощным источником духовного обновления и внутренних сил для верующего.

Однако, более частое причащение не должно служить поводом к потере благоговения к этому величайшему Таинству. К нему следует всегда подходить с соответствующей подготовкой: очищением совести от грехов, молитвой и духовной собранностью.

Примечания

Хлеб для Причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», – говорит апостол Павел (1Кор. 10:17). Само наименование хлеба в Евангелии – артос – говорит о том, что это не опресноки (маца), а именно хлеб, приготовленный на дрожжах. Вино для Причащения должно быть темно-красное, напоминающее кровь.

В апостольские времена христиане причащались каждое воскресенье. Со временем такое усердие стало слабеть, так что в современной практике верующие причащаются гораздо реже. В принципе, следует причащаться почаще. Хорошо причащаться пять раз в году: в день памяти своего святого и по одному разу в течение каждого из четырех постов. Некоторые духовники советуют причащаться еще в двунадесятые праздники, дни великих святых, престольные праздники. Под руководством и с благословения духовного наставника миряне могут причащаться и еще чаще. Но, в таком случае, надо стараться не утрачивать то чувство благоговения и страха Божия, которые всегда должны испытываться нами при подходе к Чаше.

Подготовление к Причащению обычно продолжается несколько дней и касается, как телесной, так и духовной жизни человека. В периоды говения, которые обычно происходят во время многодневных постов (Великого, Рождественского, Апостольского и Успенского), следует воздерживаться от скоромной пищи (мясных и молочных продуктов), от физических удовольствий и всяких излишеств, стараясь пребывать в молитвенном общении с Богом. По мере возможности надо стараться посещать храмовые богослужения.

Когда говение происходит вне установленных Церковью постов, то христианин должен, по крайне мере, соблюдать постные дни – среды и пятницы – и опять же в течение нескольких дней воздерживаться от излишеств и физических удовольствий. Христианин должен усугубить свою молитву, читать книги духовного содержания, размышлять о Боге и стараться пребывать в общении с Ним. Перед Причащением необходимо покаяться в своих согрешениях и исповедаться перед духовником, чтобы приготовить свою душу к достойному принятию великого Гостя.

В канун Причащения, кроме вечерних молитв, следует прочитать дома канон ко Святому Причащению. Духовенство и наиболее усердные из мирян читают еще канон ко Спасителю, или покаянный канон, каноны Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. После полуночи не разрешается ни есть, ни пить (и, конечно, не курить). Утром в день Причащения после утренних молитв следует прочесть молитвы ко Святому Причащению. После причащения следует прочесть благодарственные молитвы, напечатанные в молитвеннике.

Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни. Книга «Православное Исповедание веры» так говорит об этом таинстве: «
Сие Таинство превосходит все другие, и более содействует к получению нашего спасения» (ч. 1. Вопр. 106).

Установлено таинство Причащения Самим Господом Иисусом Христом во время Его последней вечери с учениками. Накануне Своих страданий, в четверг утром, Господь повелел апостолам Петру и Иоанну идти в Иерусалим и приготовить там особую горницу и все необходимое для совершения ветхозаветной Пасхи.

Когда пришел Сам Господь с остальными учениками, Он прежде всего показал апостолам пример смирения и любви, умыв им ноги, а затем, возлегши с ними, совершил ветхозаветную Пасху.

«
Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое». Потом взял чашу с вином, благословил, и, подавая ученикам, сказал: «Пийте от нея вси: сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы, и за многия изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь сказал им: «Сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26:17-28; Мк.14:12-24; Лк.22:7-20 1 Кор.11:25). Так было установлено это новозаветное Таинство, в котором Господь представил живое изображение Своих спасительных страданий.

По заповеди Христа, апостолы совершали это Таинство «по вся дни». Совершается оно в Церкви и сейчас, и будет совершаться до скончания века (Деян.2:42:1 Кор.1:26).

В какой день было установлено Спасителем таинство Причащения?

Закон Моисеев предписывал совершать Пасху в 14 день месяца Нисана (соответствует нашему Марту), в память избавления евреев от египетского рабства (Исх.12 гл). Между тем, Иисус Христос совершил Пасху со Своими учениками днем ранее установленного Моисеевым законом времени, т.е. 13 Нисана, ибо 14 дня Нисана Христос был уже распят.

Таинства в Православной церкви

Следует сразу заметить, что здесь нет какого-либо нарушения Иисусом закона, ибо в это время у иудеев было в обычае праздновать Пасху и 13, и 14 Нисана. Причина заключалась в том, что одного дня было явно недостаточно для заклания пасхальных животных – агнцев (закалывали примерно 256000 агнцев в Иерусалимском храме). Поэтому Христос в согласии с существовавшем обычаем и совершил Пасху.

Предлагаем ознакомиться:  Как относится церковь к кремации? Священный синод Русской православной церкви

Видимую сторону таинства Причащения составляет вещество Таинства – хлеб, вино, а также священнодействие Таинства, во время которого оно совершается.

а) пшеничный, потому что такой хлеб употребил Иисус Христос на тайной вечери. Господь часто сравнивал и Самого Себя с пшеничным зерном: такой хлеб употребляли и Апостолы.
б) чистый, как требует этого святость Таинства: хлеб должен быть чистый не только по веществу, но и по способу приготовления и по качеству лиц, которым вверено это приготовление;
в) квасный, потому что такой именно хлеб был употреблен и на тайной вечери.

а) виноградное – по примеру Иисуса Христа и апостолов (Мф.26:27-29);
б) красное – по наружному виду, напоминающее кровь. (Но у некоторых Православных народов, например у Румын, вино употребляется и белое).

Вино растворяется при этом водой, т.к. все священнодействия таинства Причащения расположено по образу страдания Христова, а во время Его страданий из прободенного ребра Его текла кровь и вода.

Священнодействие, во время которого совершается таинство Причащения, называется Литургией, что в переводе означает «общественное служение» Так как литургия совершается в благодарное воспоминание крестных страданий Иисуса Христа, то еще она называется Евхаристией, т.е. «благодарением»: Иногда в народе Литургию именуют обедней – по времени совершения ее в предобеденное время.

Литургия по важности совершаемого на ней Таинства, составляет главную и существенную часть христианского богослужения, и все другие ежедневные церковные службы лишь служат приготовлением к ней.

Крещение младенцев

Как было уже упомянуто, все люди, произойдя от одного человека, унаследовали от него природу, поврежденную первородным грехом. Это духовно-нравственное повреждение, наподобие дефективных ген, наследственно передается от родителей к их детям. Именно эта греховная поврежденность держит всех некрещеных, с одной стороны, в состоянии духовной инертности, а, с другой стороны, делает их удобопреклонными ко всякому греху. Апостол Павел в послании к Римлянам очень подробно писал на эту тему. Вот почему, в принципе, не только взрослые, но и дети нуждаются в духовном лечении, которое подается людям в таинстве Крещения. В этом таинстве совершается двойное чудо: человек очищается от всех грехов, включая и первородный, и рождается для духовно-нравственной жизни. Поэтому, чем раньше принять крещение, тем лучше для человека. То, что дети не способны еще сознательно оценить присутствие в себе благодати – это другой вопрос. Тем не менее, нельзя отрицать, что их детские и невинные сердца очень восприимчивы ко всему Божественному. Недаром Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное» и «Если не обратитесь и не станете, как дети, не войдете в Царство Небесное».

В свете этих ясных слов Христа, все возражения против крещения детей должны отпасть сами собой, и все рассуждения на эту тему должны переключиться на поиски путей, что делать, чтобы благодать Крещения наиболее эффективно закрепилась в них.

Говоря об обогащении духовными сокровищами, следует учитывать, что человеческая душа способна воспринимать не только то, что она сознает и понимает, но и то, что ускользает от её сознания. Уже давно психологи установили факт, что большую часть своих впечатлений и понятий человек накопляет именно в раннем детстве. Этот процесс несознательных и полусознательных восприятий продолжается в течение всей жизни.

Когда мы стоим в церкви, то далеко не все молитвы и песнопения доходят до нашего сознания. Однако это не значит, что они проходят бесследно. Напротив, минуя сознание, они тем глубже проникают в сердце, оставляя в ней свой благотворный след. Сама духовная атмосфера храма глубоко проникает в сердце помимо нашего активного участи. Вот почему, например, иностранцы, попав на наше богослужение, ощущают в храме духовный подъем и просветление. Подобным образом и по отношению к детям следует сказать, что придет время, когда их неосознанно воспринятые ощущения во время домашней или храмовой молитвы, накопляясь где-то глубоко в душе, принесут свой добрый плод.

Когда Иисус Христос возлагал Свои руки на детей и благословлял их – этим Он не только выражал Свою ласку к ним, но Его освящающая Божественная сила действительно нисходила в их чистые души. И не только от Спасителя, но и от многих других исходит подобное доброе влияние – от служащего священника, от красиво поющего хора, от родителей, оказывающих детям свою любовь и ласку – от всех, кто несет в себе искры Его Света.

К сказанному следует добавить, что помимо сознательно или бессознательно воспринимаемых впечатлений, в таинстве Крещения, как и во всех богослужениях Церкви, невидимо действует всепроникающая благодать Божия. Именно она более нашего сознательного усилия закрепляет в крещаемом те или другие благотворные перемены.

Не происходит ли нечто подобное в повседневной жизни? Разве мы сознательно воспринимаем благотворное действие солнечной теплоты и света, когда греемся на лоне природы? Солнечные и грязевые ванны, устраиваемые для больных и престарелых, разве не оказывают на них целебного действия, независимо от их сознания? Если мы всмотримся внимательно в свою жизнь, то увидим, что значительную часть своего духовного содержания мы получаем помимо нашего активного старания. Тем более благодать Божия оказывает на нас своё благотворное влияние всякий раз, когда мы соприкасаемся с нею – сознаем мы это или нет. Вот почему крещение новорожденных и вообще детей полезно и спасительно для них.

Только неправильное воспитание может ослабить и как бы аннулировать то благо, которое дети получили в своем Крещении. Вот почему так важно довести до сознания как родителей, так и восприемников необходимость христианского воспитания детей.

Итак, вся обстановка Крещения, молитвы, священнодействия всегда действенны. В той или иной мере их благотворное действие проникают в душу крещаемого и оставляют там свой след. Благодать Божия, воспринятая младенцем, как зерно, брошенное в землю, не остается в нем мертвой, но прорастет в свое время и принесёт плод.

Таинство Брака

Семья – это основная «клеточка» человеческого общества. Если семьи начинают распадаться, то с ними распадается и государство. С точки зрения христианства, каждая семья – это «малая церковь», в которой растут и формируются члены Церкви Христовой. Поэтому вполне понятно, какое большое внимание апостолы и их преемники всегда уделяли семье и заботились о ее единстве и крепости.

Для благословения новой семьи Церковь установила таинство Брака. На этом таинстве жених и невеста обещают перед Богом хранить взаимную верность и любить друг друга. Священник же в особых молитвах испрашивает им благодать Божию для совместной жизни, для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1:28). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2:24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4–6).

Апостол Павел, поясняя важность Божественного установления брака, добавляет: «Тайна сия велика», и уподобляет отношения между мужем и женой союзу между Христом и Его Церковью (Еф. 5:31–32). Этот союз основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви воле ее Спасителя. Поэтому муж обязан самоотверженно любить свою жену, а жена должна уважать своего мужа и поддерживать его, как главу и руководителя семьи.

Мужья – говорит апостол Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… любящий свою жену любит самого себя… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела« (Еф. 5:22–23). Поэтому супруги обязаны хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа не только общества, но и Церкви Христовой. В здоровой семье формируются будущие члены общества и верующие благочестивые христиане.

Таинство брака не обязательно для всех. Однако лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую и непорочную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф. 19:11–12; 1Кор. 7:8–40).

Примечания

Богослужение брака начинается с т. н. обручения. Жених становится по правую сторону, а невеста – по левую. Священник трижды благословляет их и дает им в руки зажженные свечи, как знак супружеской любви, благословенной Господом. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым и о сохранении и соединении их в мире и единомыслии, священник благословляет их обручальными кольцами. Жених и невеста одевают кольца, как знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить.

За обручением следует венчание, которое происходит посреди церкви перед аналоем, на котором лежат крест и евангелие. При этом священник молит Господа благословить брак и послать на вступающих в него Свою небесную благодать. Как видимый знак этой благодати, он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их, произнося: »Господи, Боже наш, славою и честью венчай я!« (т.е. благослови их). В читаемом послании ап. Павла говорится о важности таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в евангелии – о том, как Господь Иисус Христос Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской, совершив на нем Свое первое чудо. Сочетающиеся браком пьют вино из одной чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе свои радости и скорби. Троекратное хождение их вслед за священником вокруг аналоя с евангелием напоминает им, что вся их семейная жизнь должна строится на учении Господа Иисуса Христа, изложенном в Евангелии.

Смешанный брак, т.е. брак православного с неправославной (или наоборот), допускается в тех случаях, когда другая сторона принадлежит к какой-нибудь из традиционных христианских деноминаций, признающей основные христианские догматы, например, о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа и т.д. В случае смешанного брака неправославное лицо дает обещание, что дети, рожденные от этого брака, будут крещены и воспитаны в православной вере.

Нерасторжимость брака. Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака, главным образом, когда он уже был осквернен прелюбодеянием или же разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Вступление во второй брак, например, после смерти мужа или жены, допускается. Однако молитвы о второбрачных уже не столь торжественны и носят покаянный характер. Третий брак терпится только как меньшее зло во избежание большего зла – распутства (объяснение св. Василия Вел.).

Брак есть таинство, с котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Таинство Брака имеет Божественное установление. Сам Бог установил и освятил брак еще в раю, когда, приведя к Адаму созданную из его ребра жену, благословил их и сказал: «
Раститеся и множитеся и наполните землю» (Быт.1:28).

В Новом Завете Божественное установление таинства Брака подтвердил Спаситель, когда Своим личным присутствием почтил и благословил брак в Кане Галилейской (Ин.2:1-11), а затем в беседе с фарисеями на их вопрос, по всякой ли вине можно разводиться с женой, Христос окончательно утвердил закон брака, сказав: «
еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф.19:4-6).

Указание на Брак как на таинство, имеется у апостола Павла: «
Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене совей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь» (Еф.5:31).

а) в торжественном свидетельстве жениха и невесты перед священником и Церковью о том, что они вступают в брачный союз с взаимного согласия, что они добровольно и непринужденно и сохранят супружескую верность до конца своей жизни;
б) в благословении их брачного союза священником, когда он, возложив на головы жениха и невесты венцы, трижды благословляет их возглашая: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».

а) брачующимся даются горящие свечи и кольца в знак взаимной любви к друг другу и ненеразрывности их брачного союза;
б) венцы возлагаются на брачующихся в награду за целомудренную жизнь и в знак их победы и господства над собственными страстями;
в) дается пить из чаши с вином в воспоминание древнего обычая – причащаться Св.

Таин в день совершения таинства Брака, и в воспоминание совершенного Господом чуда в Кане Галилейской, а также в знак того, что отныне муж и жена должны в жизни своей пить общую чашу и радости и горя;
г) троекратное хождение вокруг аналоя совершается в знак духовного торжества и радости, а вместе и неразрывности брачного союза (круг – символ вечности).

Невидимое действие благодати Божией, подаваемой в таинстве Брака, состоит в том, что в то время, когда священник благословляет брачующихся словами: «
господи Боже наш, славою и честию венчай я! – Сам Господь невидимо сочетает их, благословляет, освящает и утверждает их супружеский союз во образ Своего союза с Церковью.

При этом даруется Божественная благодать, содействующая хранению единодушия и любви мужа и жены во взаимных обязанностях и взаимоотношениях. Данная благодать вспомоществует им в жизни истинно христианской, а также содействует благословенному рождению детей – будущих чад Церкви и их воспитанию в страхе Божием, в познании веры и закона Божий.

По этой именно причине многие святые угодники уклонялись от вступления в брак и сохраняли девство. Например, Иоанн Предтеча, апостол Павел, апостолы Иаков и Иоанн.

О преимуществе девства перед супружеством говорит и апостол Павел: «
Глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают. Неоженивыйся печется о Господних, како угодит Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене. Вдаяй браку свою деву, добре творит; и не вдаяй, лучше творит» (1 Кор.7:8, 9, 32, 38).

Святитель Григорий Богослов: «Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только все благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и таянозрители Христовых страданий – пророки (Моисей, Иезекииль), патриархи (Авраам, Иаков), иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что бодрых не земля породила… но все они – порождение и слава супружества» /c. 61. Творения. Ч.5. М., 1847/.

Св. Иоанн Златоуст (о разводе): «Разводиться – дело противное как природе, так и божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и велел разделять» /с. 635. Творения. 2-е изд. Т.7. СПб., 1901/.

Священство

В таинстве Священства, или хиротонии, признанный Церковью, достойный кандидат рукополагается в епископа, пресвитера или диакона и получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Священническое служение в Церкви особенно благодатно: поскольку здесь и предстояние перед Господом в молитве за весь народ; и принесение Богу на Божественной Литургии бескровной Жертвы от лица всех верующих; и руководство душами людей на пути к Царству Небесному; и пасение Божия стада, следуя примеру Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Я – пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня… Пастырь добрый душу свою полагает за овец…» И если в каждом добром деле мы испрашиваем Божия благословения и помощи, то, тем более, при вступлении на всю жизнь в пастырское служение должна призываться Божия благодать, благословляющая этот подвиг, содействующая и укрепляющая будущего пастыря. Благословение низводится на приступающего к принятию дара священнослужения, через рукоположение от епископа, который сам носит, по преемству, благодать священства, при молитве собора священнослужителей и всего народа, присутствующего на богослужении.

Предлагаем ознакомиться:  Сонник парень который нравится с другой || Сонник увидеть мужчину который нравится

Священное Писание дает прямые и ясные указания на то, что поставление на степень священства есть сообщение особого благодатного дара, без которого это служение невозможно.

Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Посвящаемый в диакона получает благодать служения при совершении таинств, посвящаемый во священника получает благодать совершать таинства, а посвящаемый во епископа, кроме того, получает благодать и других посвящать для совершения таинств.

Таинство священства есть божественное установление, как свидетельствует ап. Павел, когда говорит, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11–12).

Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: “Их [избранных людьми мужей] поставили перед апостолами, и сии [апостолы], помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6).

О рукоположении пресвитеров говорится: «Рукоположив им пресвитеров в каждой церкви, они [апостолы Павел и Варнава] помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23).

В посланиях к Тимофею и Титу, которых ап. Павел поставил епископами, говорится: «Напоминаю тебе [еп. Тимофею] возгревать Дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (1Тим. 1:6). «Для того я поставил тебя [еп. Тита] в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе повелел» (Тит. 1:5). Наставляя епископа Тимофея быть осмотрительным при возведении новых кандидатов в священный сан, пишет: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1Тим. 5:22). О нравственных качествах кандидатов в священные степени ап. Павел пишет: «Но епископ должен быть непорочен… Диаконы должны быть честны…» (1Тим. 3:2, 8).

Из этих и других мест Новозаветного Писания видно, что, как апостолы, так и их преемники, во-первых, повсеместно подыскивали кандидатов в разные священные степени, а, во-вторых, что таинство Священства они совершали возложением рук.

Примечания

Таинство Священства совершается в алтаре, у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов, по крайне мере двумя.

Посвящение в диаконы совершается на Литургии после освящения даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать таинства; в священники посвящают на «литургии верных» после «великого выхода», чтобы посвященный, как получивший на то надлежащую благодать, принял участие в освящении даров; в епископы же посвящают во время «литургии оглашенных» после «малого входа», чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени.

Самое важное действие при посвящении есть архиерейское возложение рук с призыванием на посвящаемого благодати Св. Духа, и поэтому это посвящение называется рукоположением, или по-гречески, хиротонией.

Рукополагаемый в диаконы или в священники вводится в алтарь через царские врата. По троекратном обхождении вокруг престола и целовании его углов он поклоняется пред ним. Архиерей покрывает его голову концом своего омофора, трижды осеняет ее крестным знамением и, возложив на нее свою руку, провозглашает вслух, что этого человека «Божественная благодать… проручествует (т.е. производит через рукоположение) во диакона (или же пресвитера); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятого Духа». На клиросе поют по-гречески: «Кирие елеисон» («Господи, помилуй»). При возложении на рукоположенного священных одежд, соответствующих его сану, архиерей возглашает: «Аксиос!» («Достоин»), и это «аксиос» повторяют все священнослужители и певчие. После облачения, священнослужащие той степени, к которой принадлежит рукоположенный, целуют новопоставленного, как своего собрата, и он вместе с ними принимает участие в дальнейшем ходе Литургии.

Почти одинаково с этим происходит посвящение в епископы, с тем лишь отличием, что посвящаемый пред началом Литургии посредине церкви вслух произносит исповедание Православной веры и обещание как следует по закону проходить свое служение, а после «малого входа», во время пения «трисвятого», приводится в алтарь и становится на колена перед престолом; когда же затем первенствующий в служении архиерей читает молитву посвящения, то все архиереи, сверх возложения на посвящаемого своих рук, держат еще над его головой открытое Евангелие письменами вниз.

В современной практике, для епископа безбрачие обязательно, хотя в первые века христианства многие епископы были женаты и имели детей. Обычай безбрачия для епископов укрепился после 6-го Вселенского Собора. Что же касается священников и диаконов, то Церковь решила такого обязательного бремени на них не возлагать, а следовать древнему правилу, возбраняя священнослужителям по получении ими хиротонии вступать в брак, но допуская к таинству священства лиц, уже связанных браком, и даже почитая это за норму. Второбрачные, как и имеющие жену во втором браке, не могут быть рукоположены. В Римской церкви в 4–6-м веках стало вводиться безбрачие также священников и диаконов. Это нововведение было отвергнуто 6 Вселенским Собором, но постановление Собора было римскими папами оставлено без внимания.

Протестанты отвергли таинство Священства. Их пасторы избираются и поставляются простыми людьми, однако они не получают никакого особого благодатного посвящения и, в этом смысле, не отличаются от рядовых членов своих общин. Исторически это объясняется протестом, направленным против злоупотреблений латинским духовенством своими правами в конце средних веков. Отвергнув священство, протестанты лишили себя и благодатных таинств Церкви, в результате чего, в их общественных молениях только вспоминается Тайная вечеря, но нет настоящего причащения Тела и Крови Христовой.

Рассмотренные ранее таинства – Крещения, Миропомазания. Евхаристии и Покаяния – необходимы для всех людей. Таинства же Священства, Брака и Елеосвящения не являются обязательными по отношению ко всем членам Церкви. Священство есть таинства, в котором Дух Святый, правильно избранного, через рукоположение святительское, поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово.

О том, что Священство действительно есть Таинство, в котором сообщается Божественная благодать, или дар Святаго Духа, подтверждает само Св. Писание. Например, апостол Павел своему ученику Тимофею, который был поставлен епископом ефесским, говорит: «
Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства» (1 Тим.4:14), а в другом послании пишет: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим.1:6).

В книге Деяний (Деян.14:23) говорится о том, что апостолы Павел и Варнава, когда проходили с проповедью по городам Листре, Иконии, Антиохии, то «рукополагали им пресвитеров в каждой Церкви».

Священство, как таинство, имеет Божественное установление. Избрав апостолов, Иисус Христос дал им власть учить и совершать таинства.

а) О власти учить: «Шедше убо научите… (Мф.28:19)
б) Совершать таинства: – крещения «Шедше убо научите вси языцы, крестяще их во имя Отца и сына и Св. Духа».
в) Покаяние: «Что вы свяжете на земле, будет свзано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).

По вознесении же на небо, Спаситель ниспослал на них Святаго Духа, Который и облек их потребными для апостольского служения силами: (Деян.1:8, 2:4). «
Вы приимите силу, когда сойдет на вас Дух святый, и будете Мне свидетелями».

Сделавшись высшими иерархами Церкви Христовой, апостолы, проповедуя учение Христово и устраивая в различных местах Церкви, избирали из среды верующих особых лиц, которым через молитву и рукоположение передавали благодать Священства.

Первоначально ими были избраны диаконы (Деян.6:1-7), потом пресвитеры (Деян.14:23) и епископы, которым апостолы передали свою Божественную власть рукополагать и других, специально избранных и приготовленных людей (1 Тим.4:14:2 Тим.2:2; Тит.1:5-9).

Из приведенных мест Священного Писания ясно и определенно следует:
а) священство, как таинство, имеет внешнюю, видимую сторону – епископское рукоположение;
б) через это священнодействен на избранных нисходит особое дарование, отличное от благодатных даров, даруемых в прочих таинствах.

О том, какие дарования сообщаются рукополагаемым в таинстве Священства, указывает апостол Павел: «
Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей Таин Божиих» (1 Кор.4:1), или по-русски: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей Таин Божиих».

В другом месте Св. Писания говорится: «
Внимайте убо себе и всему страду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею» (Деян.20:28). В последних словах указывается на прямую обязанность пастырей – «пасти Церковь Господа и Бога», т.е. наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах.

Елеопомазания

Елеосвящение – есть таинство, в котором, при помазывании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Таинство Елеосвящения называется иначе соборованием, потому что по древнему обычаю совершается собором семи (7) священников. Нужно, однако, заметить, что по нужде оно может быть совершено и одним священником.

Таинство Елеосвящения установлено Самим Иисусом Христом. Посылая 12-ть учеников Своих на проповедь по городам и селениям земли Иудейской, Господь дал им власть исцелять всякую болезнь и всякую немощь (Мф.10:1). И Апостолы, по свидетельству евангелиста Марка, проповедуя учение Христово, «
мазаху маслом многи недужные, и исцелеваху» (Мк.6:13).

Затем Апостолы передали это таинство священнослужителям Церкви, о чем свидетельствует апостол Иаков: «
Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак.5:14-15).

а) седьмикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Помазание предваряется седьмикратным чтением Апостола, Евангелия, краткой ектении и молитвы об исцелении больного и прощении его грехов;
б) молитвы веры, произносимой священником при помазании болящего;
в) возложение на главу больного Евангелия письменами вниз и разрешительная молитва от грехов.

Употребляемые при таинстве Елеосвящения зерна пшеницы, в которые водружаются 7 стручцов (кисточек), обвитых ватой или хлопчатой бумагой, 7 свечей и поставляется сосуд с маслом – служат знаком укрепления, возрождения и воскресения тела болящего. Семь свечей употребляются в знак семи даров Св. Духа;

в елей вливается красное вино в память того, как упоминаемый в притче Господней милосердный самарянин возлил масло и вино на израненного разбойниками человека (Лк.10:30-34). Больному и всем присутствующим при совершении таинства даются в руки возженные свечи в знак усердной молитвы и веры в Господа Иисуса Христа.

а) больной получает исцеление и подкрепление к перенесению их;
б) прощение грехов.

а) елей должен быть освящен епископом;
б) таинство елеосвящения должно быть совершаемо только над умирающим.

Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую природу. Согласно христианскому воззрению, источник телесных болезней заключается в грехе.

На эту связь телесной болезни с греховностью явным образом указывает нам Сам Спаситель в евангелии: «
И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо… Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:3-5). После чего расслабленный получил исцеление.

Однако, следует отметить, что не все без исключения болезни – непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: «
Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3). И все же большая часть болезней признаются в христианстве последствием греха, и этой мыслью проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения.

Здоровье и исцеление с религиозной точки зрения рассматриваются как милость Божия, а настоящее исцеление – следствие чуда, хотя бы и совершившееся посредством человеческого участия. Чудо это совершается Богом, причем не потому, что физическое здоровье – высшее благо, но потому, что это явление Божественной силы и всемогущества, которое возвращает человека обратно к Богу.

Источник

Таинство Елееосвящения (Соборования)

В Елеосвящении при помазании больного освященным елеем призывается на него благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Это таинство еще называется соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников («собор»), хотя по необходимости может совершать его и один священник. Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Мк. 6:13). Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся о нем, помазавши его елеем во имя Господа. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).

Святые апостолы ничего не проповедовали сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь и внушал Дух Святой. Ап. Павел говорит: «Возвещаю вам, братья, что Евангелие, которое я благовествовал вам, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человеков, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11–12).

Видимая сторона таинства состоит в том, что священнослужители последовательно совершают семикратное крестообразное помазание больного елеем. Помазание сопровождается молитвами, чтением установленных отрывков из апостола и Евангелия. При самом помазании семикратно произносится молитва: «Отче Святой, врачу душ и телес, пославый Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (имя рек)…»

Примечания

Перед началом Соборования в блюдо с пшеницей помещается небольшой сосуд с елеем, как знак милости Божией, а к елею добавляется красное вино в подражание «милосердному самарянину» и в напоминание о пролитой на кресте крови Христовой; вокруг же сосуда ставят в пшеницу зажженные восковые свечи, а между ними – семь палочек с ваткой на конце для семикратного помазывания больного. Всем присутствующим раздаются зажженные свечи. После молитвы об освящении елея и о том, чтобы он по благодати Божией послужил больному во исцеление немощей душевных и телесных, читаются семь избранных мест из апостольских книг и семь евангельских повествований. По прочтении каждого Евангелия, священник крестообразно помазывает у больного чело, щеки, грудь, руки, произнося в то же время молитву к Господу, чтобы Он, как врач душ и телес, исцелил Своего больного раба от телесных и душевных немощей. После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает на голову болящего, читая молитву о прощении грехов. Здесь за больного предстоит перед Господом сонм Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Его, Премилосердного, даровать немощному отпущение прегрешений и очистить его от всякой скверны. Имеется в виду и то, что человек, изнемогающий телом и душой, не всегда способен принести должное исповедание своих грехов; это облегчение совести принимающего таинство елеосвящения открывает путь и для благодатного уврачевания его от всякого телесного недуга.

В некоторых храмах при участии архиерея иногда совершается особый чин елеосвящения одновременно над многими лицами. Обычно это совершается к концу Великого Поста.

Заключение

Итак, каждое из таинств приносит нашей душе свой особый дар. В таинстве Крещения в нас закладывается зерно святой жизни, которое мы должны возрастить в себе; в таинстве Миропомазания нам подается благодатная помощь для духовного возрастания и для борьбы с соблазнами; в таинстве Покаяния мы получаем прощение и очищение грехов, совершенных после крещения; в таинстве Причащения мы воспринимаем в себя Божественную жизнь, причащаясь Тела и Крови Христовых; в таинстве Елеосвящения получаем исцеление от внутренних и внешних недугов, – в особенности, от плохо раскаянных или позабытых грехов; в таинстве Брака освящается семейная жизнь, низводится благословение Божие на рождение и христианское воспитание детей; в таинстве Священства подается сила быть молитвенником за других, совершителем таинств и руководителем в духовной жизни.

Всякий, приступающий к таинствам с верой и благоговением, действительно, ощущает в своей душе приток духовных сил и явную перемену, производимые прикосновением к ней благодати Св. Духа. В душе разгорается огонь, на нее нисходит умиротворение, утихает смятение и беспорядочность чувств. Человек настроен любить Бога и ближних и жить для добра.

Будем же помнить эту милость Божию, подаваемую нам в таинствах Церкви, и будем приступать к ним с крепкой верой, упованием и с благодарностью нашему Спасителю!

Будем же помнить эту милость Божию, подаваемую нам в таинствах Церкви, и будем приступать к ним с крепкой верой, упованием и с благодарностью нашему Спасителю!

Оставьте комментарий

Adblock detector