Существуют ли пределы творческих способностей и насколько здоровыми мы можем стать

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество тестов, которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки.

Творчество – это не по шаблону

Понятие «творчество» определяют как способность создавать что-либо, чего раньше не существовало, либо нечто на основе уже имеющихся моделей, но по-своему переосмысленное творческим человеком. Чтобы что-то сотворить, необходимо отойти от уже имеющихся шаблонов или модифицировать их, даже в самых незатейливых вещах, будь то интересная для аудитории презентация, или, скажем, «цепляющий» рекламный текст.

Повар, создающий рецепт нового блюда, по-своему сочетая ингредиенты и добиваясь этим новых вкусовых ощущений, – тоже творец. Элементы творчества могут проявляться практически в любой сфере деятельности – и в сфере продаж, и в логистике, и в бухгалтерском учете, если вы придумываете нестандартные пути решения задач, тем самым улучшая эффективность результатов работы.

Существуют ли пределы творческих способностей и насколько здоровыми мы можем стать

Наш эксперт, практикующий психолог-психотерапевт Ричард Тулей считает, что в желании людей использовать творческие подходы в труде есть глубокий философский смысл. «В каждом из нас есть естественная тяга к развитию себя, познанию себя с разных сторон, желанию понять свои способности и возможности. Также мы все (или большая часть из нас) узнаем себя, пытаясь понять смысл жизни и окружающий мир.

Зачем мы здесь? Кто я? Почему все так, а не иначе? Эти вопросы задает себе человек, у которого открыто творческое начало, – говорит психолог. – Из этого берется желание познать себя посредством самовыражения в творчестве. Творческий человек не боится новизны и все время пробует себя в чем-то новом.

Любой творческий процесс начинается с идеи, которая возникает как продукт мыслительной деятельности, эмоций и чувств человека. «У тебя должна быть идея, что ты собираешься делать, но она должна быть не совсем определенной», – делился когда-то своим рецептом творчества великий новатор в изобразительном искусстве Пабло Пикассо.

Но у каждого может быть свой, индивидуальный способ генерирования идей, основанный на логике и анализе имеющихся данных, либо как чистое «озарение», например, как таблица химических элементов, которая приснилась гениальному Менделееву. Или можно «подсмотреть» идеи у природы, как, например, великий испанский архитектор Антонио Гауди создал уникальный метод строительства, наблюдая за муравейником. Главное – желание внести в сферу вашей деятельности что-то новое, что-то свое.

Тем не менее, надо признать, что поле возможностей для раскрытия творческого потенциала человека в разных сферах деятельности не одинаковое, и часто нехватка творческой составляющей на основном месте работы стимулирует человека к поиску ее в других сферах.

Существуют ли пределы творческих способностей и насколько здоровыми мы можем стать

Есть группа профессий, которые объединяет творческий процесс, в результате которого появляется продукт, сделанный собственными руками. В старину, до эры массового производства, творческо-ремесленные профессии, такие как портной, сапожник, цирюльник, ювелир и другие были династическими, когда мастерство передавалось от родителей к детям, и высоко ценились в обществе.

В Украине потребность в высококлассных мастерах этих специальностей возрастает. Ручной труд становится средством для творческого самовыражения и сферой создания собственного бизнеса. Только за последние 10 лет отечественная fashion-индустрия сделала огромный скачек вперед – появились десятки брендов украинских дизайнеров, многие из которых уже известны за пределами родной страны и постепенно завоевывают мировые рынки, в первую очередь, благодаря своей креативной составляющей.

Наталья Соколикова отследила этот тренд 8 лет назад, основав первую в Украине fashion и дизайн школу «Мастерская моды», где менее чем за год можно освоить одну из творческих ручных специальностей – дизайн одежды, крой и шитье, дизайн интерьера, парикмахерское искусство, визаж. «В Украине индустрия моды и дизайна еще очень молода, сфера бьюти-услуг развивается достаточно быстро.

Это та ниша, которая требует современных высококвалифицированных специалистов, и наша школа вносит свой вклад в развитие этих отраслей. – рассказывает Наталья. – Оригинальные программы обучения в нашей школе построены по принципу «пазла»: студенты сами подбирают себе программу, которая им нужна, чтобы в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Человек получает необходимые навыки в сжатые сроки и затем может применить их на практике».

По словам Натальи Соколиковой, осваивать новую творческую специальность многих людей подталкивает именно желание творчества, которое они не находят в рутинной офисной работе. «Бывает так, что человек приходит в нашу школу, чтобы, скажем научиться шить себе и близким оригинальную одежду, которую сложно найти в потоке мейнстрима, а модели дизайнеров не по карману, – говорит Наталья.

См. также:   Заговор на встречу суженого читать

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо — среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу Эйнштейна о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Выбор профессии родом из детства

Предрасположенность к какому-то из видов творчества может быть заложена генетически, например, музыкальная одаренность. А может формироваться в раннем детстве под воздействием различных факторов, и прежде всего, взаимоотношений с родителями.

«Если родители слишком опекают ребенка, они отбирают у него пространство для фантазии, – говорит Ирина Лясковская. – А вот если ребенку дают определенную степень свободы – побездельничать, полежать на траве, помечтать, тогда ребенок может реализовать себя по способностям, и, если есть возможность, выбирает творческие профессии.

Эксперт Ричард Тулей также советует родителям давать больше простора для воображения ребенка, играя с ним в творческие игры, чтобы он сам, своим способом закончил задание, а не сделал по аналогии: «Также ребенок хорошо реагирует, когда он получает удовольствие и одобрение его работы взрослыми, и тогда еще больше открывается для творчества. Это хорошо развивает мозг на нейронном уровне».

Украинский педагог-новатор Василий Сухомлинский огромную роль в развитии как творческих задатков, так и интеллекта уделял прикладным играм, где ребенок создает что-то своими руками из подручных материалов. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – писал он.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген лишнего веса. Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

Существуют ли пределы творческих способностей и насколько здоровыми мы можем стать

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что творческое мышление, как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

См. также:   К чему снится еда: толкования сонников, вид и вкус приснившейся пищи, что означает много есть во сне

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное — просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма — это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке — ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации мозг экономит ресурсы, но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах — однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл — это соревнование с самим собой.

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия: ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая: ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия: пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею».

Поймать свою волну

Начать творить и открывать с помощью творчества новые грани своей личности можно в любом возрасте. В истории есть немало примеров выдающихся людей, начавших творческий путь в уже солидном возрасте.  Например, французский художник Поль Гоген, работавший биржевым маклером, а в 35 лет решивший, что не может не рисовать.

«Во взрослом возрасте чаще всего начинают творить люди, осознавшие, что не хотят жить штампами, и тогда начинают искать то, что поможет им самовыразиться, – утверждает психолог Ричард Тулей. – Также мотивацией к поиску творчества в себе может быть пресыщение, когда все вроде бы есть, а счастья человек не ощущает.

См. также:   Почему горят уши? Причина по которой краснеет левое или правое ухо

1. Сфера. Определите творческую сферу, в которой вам хотелось бы попробовать свои силы. Главный критерий – «мне нравится».

2. Место. Найдите школу, курсы, где вы могли бы приобрести необходимые навыки в этой сфере.

3. Наставник. Запишитесь на консультацию, пробный урок, мастер-класс – обратите внимание на личность преподавателя. Выбирайте по тому же критерию – «мне нравится этот человек». Когда определитесь с видом деятельности и выберете педагога – смело записывайтесь на курс.

4. Упорство. Иногда бывает, что после прохождения курса, приходит понимание «не мое». Не бросайте, если даже не все получается. Приложите усилия, результат может быть виден не сразу. В каждом деле требуется время, чтобы достичь мастерства. В то же время не бойтесь изменений, чтобы найти себе дело по душе.

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их.

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный).

Просто начните

Существуют ли пределы творческих способностей и насколько здоровыми мы можем стать

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек, вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное — помните, что начинать что-то новое никогда не поздно: художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Ознакомьтесь также

Рунические ставы на деньги быстродействующие

Что такое став? Но руны могут наноситься не только на дерево. Их также носят в …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *