Отличие между католиками и православными

Христианский крест: различия

Различия между церквями затрагивают и основную религиозную атрибутику. В католицизме крест характеризуются простой четырехугольной формой. У православных верующих он восьмиконечный. Представители Восточной Церкви утверждают, что такая форма наиболее полно соответствует Новому завету. Верхняя дополнительная перекладина символизирует табличку, прибитую к кресту с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Самая нижняя, косая служит подпоркой для ног Иисуса и олицетворяет собой «мерило праведное».

На крестах разных направлений спаситель также изображается с отличиями. Изображение живого Иисуса Христа, победившего смерть на четырехконечном кресте очень реалистично. Иногда такие иконы создаются с потоками крови, ноги соединены вместе и прибиты гвоздем. На голове Сына Божьего терновый венец, как символ особых мучений и страданий.

Отличие между католиками и православными
Рис 3 Распятие Иисуса на кресте у православных показывается не так естественно и реалистично, как у католиков.

Официальные документы Католической церкви

И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

« немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном… Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе[1] »
  • Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»
« Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви[2] »

«Ибо лишь через Католическую Церковь Христову, представляющую собою всеобщее орудие спасения, можно получить всю полноту спасительных средств. Мы верим, что одному лишь Собору апостолов, во главе которого стоит Пётр, Господь вверил всё богатство Нового Завета, чтобы создать на земле единое Тело Христово, в Которое надлежит полностью включиться всем, кто тем или иным образом уже принадлежит к народу Божию.»(Unitatis Redintegratio, 3)[78].

«Поскольку, однако, общение со Вселенской Церковью [Ecclesia universali], представляемой преемником Петра, это не внешнее дополнение по отношению к отдельной Церкви, но один из её внутренних конститутивных элементов, ситуация этих досточтимых христианских общин также означает, что их существованию, как отдельных Церквей, нанесена рана.» (Communionis notio, 17)

«Католическая Церковь в равной степени разделяет заботу о христианах, которые не находятся с ней в полном единстве: подготавливая единение с ними, которого желал Христос, и осуществляя единство в истине, она сознает, что серьёзным образом нарушила бы свой долг, если бы не свидетельствовала перед ними о полноте откровения, которое она хранит.» (Evangelii Nuntiandi, 54)[79]

«Una vera est fidelium universalis ecclesia extra quam nullus omnimo salvatur (Единственно правильной признается вера во Вселенскую [Католическую] Церковь, вне которой никто не может быть спасен)» (Догмат IV Латеранского Собора)

Наиболее близкой в богословском плане к Православию является католическая вера в Святую Троицу. Но существуют важные догматические расхождения, препятствующие объединению двух Церквей и усугубляющие различия Католицизма и Православия.

Апостол Павел, говоря об Иисусе Христе, сказал, что Бог Отец

Отличие между католиками и православными

Поэтому Православная Церковь сохраняет неизменным учение о том, что главой Церкви является Сам Спаситель. У Римо-Католиков другое мнение на этот счет: глава Церкви – Папа Римский. 

Православная Церковь считает, что Святой Дух исходит от Бога Отца, так как “Дух истины…от Отца исходит” (Ин.15,26). Католическая же соглашается с этим утверждением. Но добавляет, что Святой Дух исходит также от Иисуса Христа. Ватикан внес эту прибавку в текст древне-христианского Символа Веры.

Также Православная Церковь не принимает догмат о непорочном зачатии Богородицы, что Божья Матерь якобы не имела на себе первородного греха. В Евангелие от Луки (1:47) Она называет Иисуса Христа Своим Спасителем, поэтому в Православии и отвергается подобное утверждение.

Причастие в Православной Церкви осуществляется Телом и Кровью Иисуса Христа всех членов Церкви. В Католической же Церкви мирян причащают только Телом, а священство – Телом и Кровью.

Православные Христиане крестятся, сложив пальцы правой руки в троеперстие справа налево. Католики накладывают на себя Крестное Знамя всей ладонью и слева направо.

Исповедь в Православии совершается непосредственно перед священником у аналоя. У католиков широко распространены исповедальни, где священник не видит исповедующегося человека.

У католиков алтарь не отделен иконостасом, в отличие от православных.

Детей католики начинают причащать с семилетнего возраста. В Православной Церкви рекомендуется частое причастие детей с момента крещения.

Православные священники могут быть как женатыми, так и монахами. Католики, только приняв обет безбрачия (целибат), могут стать священниками.

Православие признаёт только 7 вселенских соборов, а в католичестве их больше 20.

Особенности иконописи

Значительные расхождения между православием, католицизмом, протестантизмом наблюдаются в иконах. С отличиями изображаются Иисус Христос, Богоматерь, Святые. У католиков руки на всех иконах представлены так, что правая находится всегда сверху левой. Глаза у Святых всегда полуприкрыты. Процесс изготовления вполне обычный, привлекают к нему даже простых художников.

Иконы служат у католиков простым оформлением храмов и не несут никакой смысловой и религиозной ценности.

Отличие между католиками и православными
Рис 4 Протестанты не используют иконы вообще, считая их атрибутом язычничества. В православии иконостасы являются особым символом и приравниваются к святыням.

Каждая икона имеет свой праздник и покровителя Святого. В молитвослове к каждому изображению есть молитвы.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

  • Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).
  • Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трёх Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать[3].
  • Римско-Католическая Церковь считает благодать следствием «Божественной Причины», подобным акту творения, в то время как Православные церкви — непосредственным действием Бога (греч. «энергией»)[3].
  • Святой Дух в католицизме может трактоваться (не догматически) как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общее действие (энергия) всех Трёх Лиц Святой Троицы, поэтому Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью[3].
  • Опорой для догмата о непорочном зачатии в католицизме служит теологическая гипотеза о непосредственном творении душ Богом[4].
  • В католицизме учение о телесном вознесении Богородицы догматизировано, а в православии для этого нет специального догмата[5]. Тем не менее, как в православии, так и в католицизме признаётся несомненным, что Богородица после Своего Успения воскресла и была вознесена на Небо телесно[6].

Экклезиологические:

  • В католицизме папа римский считается видимой главой Церкви, «викарием Иисуса Христа», Vicarius Christi[7]. Христос при этом полагается невидимой Главой Церкви[8]. Высшее благоговение к папе нашло отражение в католических обрядах (целование папской туфли, обращение «Святой Отец» с большой буквы). В православии единым Главой Церкви является только Иисус Христос. Следовательно, православное вероучение совершенно исключает мысль о каком бы то ни было земном заместительстве Христа[9].

Прочие:

  • Православие признаёт Вселенскими семь Соборов (греческая традиция — восемь), прошедших до великой схизмы, католицизм признаёт Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.
  • В православии отсутствует догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы, а его примат (до великой схизмы), трактуется иначе, чем в современном католицизме.
  • В православии отсутствует догмат о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых». Поэтому в православной экклезиологии принято говорить только о Церкви Небесной — торжествующей — и земной — воинствующей. В католицизме добавляется ещё и страдающая — в Чистилище[10][11].
  • Богословская теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом[12] была воспринята и призанана официальным учением Римско-Католической церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX века. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами Первого Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле всё более точного словесного определения догмата и всё «более точного выражения в слове познанной Истины»[13]. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения. При некоторой нечёткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются 2 аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала её в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее её догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания)[14].

В православии существуют две точки зрения на католиков.

Предлагаем ознакомиться:  Определение судьбы по дате рождения и имени

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая церковь признаёт, что Поместные Православные церкви — это истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства[15].

Монашество

В каждом из христианских направлений отличия касаются и монашества. В большинстве стран монастырь является автономной организацией и имеет собственное полноценное руководство, главным в котором считается архиерей. У представителей католической церкви монастыри созданы на базе Орденов, с обособленным уставом и главой.

Отличие между католиками и православными
Рис 5 К одним из ведущих видов монашества в католицизме можно отнести духовно-рыцарские объединения – тамплиеры, госпитальеры и др. покровителем и духовным отцом православного монашества является Святой Василий.

Прочее

  • Как в православии, так и в католицизме почитаются святые, прославленные Христианской Церковью до Великой схизмы (1054). Однако святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются в Православной Церкви, и наоборот (редкое исключение составляет почитание католиками некоторых православных святых, живших до Ферраро-Флорентийского собора — см. раздел «Взаимное влияние»). Тем не менее, в 1969 г. в новом календаре папа Павел VI сократил перечень святых, сделав чествование некоторых из них необязательным, из перечня был изъят ряд святых, чьё историческое существование казалось не доказанным достоверно[38].
  • В католичестве, в отличие от православия, причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.
  • Православные считают подозрительными католические мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа и состраданием (компассио) Ему[39]. В частности, православные считают стигматы проявлением самогипноза, а опыты блаженной Анджелы из Фолиньо, святого Франциска Ассизского, святых Терезы Авильской, Маргариты Алакок и Катарины Сиенской — как минимум спорными[40]. Православные духовные писатели, характеризуя проявления святости в католицизме, говорят о страстности, разгорячённости, исступлении, забвении католическими святыми своих грехов (на фоне ощущения ими духовных достижений), воображении Христа и собственных душевных состояний, слабом испытании или неиспытании видений и слышаний (и поэтому вера им) на предмет их наведения демонами — и усматривают в этих чертах проявление духовной прелести[41]. Православные духовные писатели считают многие проявления католической святости душевными (психическими), а не духовными. В недрах католической мистики был сформулирован принцип квиетизма (XVII в.).
  • Православные не признают явления Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинными, Ватикан же определяет их как «достойные веры».
  • Различен взгляд на страсти души. В православии страсть — это греховный навык, вошедший в привычку и вросший в душу[42]. В католицизме страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи[43]. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

Богословие

  • Ряд православных богословов критикует методы католических богословов, по их мнению, излишне рациональные, юридические и схематические. МитрополитИерофей (Влахос) характеризует восточное богословие как врачующее, а западное как рассудочное и чувственное по преимуществу: «западное богословие рационально, оно основано на работе ума, тогда как православное богословие — это богословие исихастов, оно основано на безмолвии ума… Схоластическое богословие пыталось логически осмыслить Откровение Божие и привести богословие в соответствие с философией. Для такого подхода характерно изречение Ансельма Кентерберийского: „Верую, чтобы понять“. Схоласты вначале признавали Бога, а за тем пытались доказать Его существование логическими доводами и рациональными категориями. В Православной Церкви, по выражению святых отцов, вера — это Откровение Бога человеку. Мы принимаем веру от слышания (Рим. 10:17) не для того, чтобы затем понять ее рационально, но чтобы очистить сердце и достичь веры от созерцания[комм. 1], чтобы пережить Откровение»[44].
    • Наиболее ярко различие в богословских методах проявилось в споре о Фаворском свете между Варлаамом Калабрийским (пользовавшегося методами западного богословия) и прп. Григорием Паламой. Католическая и Православная Церкви до сих пор придерживаются противоположных позиций в объяснении Фаворского света и в стоящем за этим спором вопроса о различении в Боге сущности и действий (греч. «энергий»).
  • Долгое время термин «первородный грех», предложенный Блаженным Августином, не использовался восточными отцами, предпочитавшими говорить о «поврежденности природы» человека в результате грехопадения.
  • В католической антропологии результатом первородного греха считается утрата двойственной (душа тело) природой человека особого Божественного воздействия («благодати первозданной праведности»), содержавшей духовную и телесную природу человека в сопряженном равновесии. В результате утраты сверхъестественных даров (укрепляющего воздействия Божественной благодати) человек возвратился в своё естественное состояние, подверженное борению духа и плоти[45]. В православной антропологии Первочеловек был создан совершенным, а грехопадение повредило его природу, исказило в нём Образ Божий[46][47]. Соответственно, этими двумя конфессиями по-разному понимается обожение: в католицизме — как возвращение сверхъестественных даров, придающих Божественную гармонию человеческой природе, а в православии — как восстановление повреждённой природы человека.
  • Можно встретить мнение, согласно которому запад (хотя он никогда и не объявлял об этом доктринально), во многом следуя Блаженному Августину, считает каждого человека некоторым образом наследующим грех Адама, а не только последствия этого греха. Православная Церковь всегда считала, что суть первородного греха состоит в наследовании последствий греха Адама (невозможно нести ответственность за чужой личный грех). Эти последствия: смерть, похоть и удобопреклоненность ко греху[48]. Однако в римско-католическом Катехизисе 1992 года уже есть четкое учение о том, что первородный грех не является личным грехом (личной виной), но полученным по наследству от Адама и Евы лишением первородной святости и праведности[49].
  • Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога[50]. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить[51], грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха)[52].

Отличия в церковных таинствах

В церковных обрядах православной и католических конфессий выделяют 7 основных таинств. В этом направления похожи. Однако основные отличия касаются значения, которое придается тому или иному таинству. Например, в католицизме настроение и принятия Божественного смысла обряда лично человеком не принимается в расчет.

Именно поэтому некоторые представители православия, сравнивают католические таинства с языческими ритуалами, в которых вера в Бога не считается главным условием. А прежде всего, важна внешняя сторона всего церковного действие.

Остальные обряды воспринимаются как наносные и отвергаются верующими.

При крещении в православии принято погружать младенцев в воду полностью. Лишь в последние десятилетия стали несколько отходить от этой традиции, и священники сначала спрашивают родителей, нужно ли малыша окунать в святую воду полностью. Католики при крещении только окропляют или обливают детей. Эти догматы установлены много веков назад и пока не меняются.

Предлагаем ознакомиться:  Взаимодействие и взаимоотношения людей, Своеобразие взаимодействия людей, Общая характеристика взаимодействия
Отличие между католиками и православными
Рис 6 Миропомазание у православных проводится сразу после ритуала крещения, у католиков по достижении ребенком 7-12 лет.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых верующих. Православные при посещении церкви или свершении таинства должны в обязательно порядке иметь при себе нательный крестик. У католиков и протестантов к нему относятся более снисходительно.

Цитаты Отцов Православной церкви

Свт. Лука Крымский «Зачем … нужно было собрать все самое грязное, самое отрицательное о Римской Церкви? Разве церковь католическая только папа и кардиналы, только Ватикан, к политике которого мы все относимся отрицательно? Разве церковь католическая не состоит из миллионов простых людей с чистыми сердцами?

Свт. Филарет Московский: «Земные перегородки до неба не доходят»

Отличие между католиками и православными

Свт. Филарет Московский: «Знай же, что, держась… слов Священного Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной; …и Восточная, и Западная Церковь равно суть от Бога,.. поскольку та и другая исповедуют Иисуса Христа во плоти пришедша»

Свт. Филарет Московский: «Изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви. …Вера и любовь возбуждает меня к ревности по Святой Восточной Церкви: любовь, смирение и надежда научают терпимости к разномыслящим.

[11] Я думаю, что последую в сем точно духу Восточной Церкви, которая при самом начале каждого Богослужения молится не токмо о благостоянии Святых Божиих Церквей, но и о соединении всех.[12] …Глава Церкви, Господь наш Иисус Христос, да даст нам достигнуть в соединение веры и да введет всех в ту славную Церковь, в которой не подозревают друг друга в расколе»

Свт. Филарет Московский: “Всякий, во имя Троицы крещенный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию. Истинная Вера одна — Православная; но и все христианские верования — по долготерпению Вседержителя — держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется.

Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви — не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души — в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них и недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в… православной церкви, так и в римокатолической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан…, и молится «о соединении всех»

Свт. Феофан Затворник: «Есть много смиренных писак-тружеников, не у католиков только, но и у протестантов. Общехристианские истины у них излагаются добре. В этом можно пользоваться ими, но все же не с завязанными глазами, За нами водится этот грешок. Понравится писатель, и начнут его переводить, и уж все подряд и дуют.

А у тех между добрыми приводятся и их неправославные воззрения. — Вообще говоря, жаль смотреть, как у наших богословов все немчура да немчура. — Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование. — Где же нам утешение?!

Свт. Феофан Затворник: «Мы с вами — частные лица; и в мнениях своих должны сообразоваться с решением православной церкви. Кажется, св. Церковь наша снисходительна к католикам, — и признает силу не только крещения католического и прочих таинств, но и священства, что очень значительно. Потому нам лучше воздерживаться, как от задавания сих вопросов, так и от решения их.

Отличие между католиками и православными

Свт. Феофан Затворник: «Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь»

Свт. Марк Эфесский: «Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же ещё нужно? — Ведь благочестивые законы говорят так: „Является еретиком и подлежит законом против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры“. Если же латиняне ничем не отклонились от правой Веры, то, по-видимому, мы напрасно их отсекаем;

но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? Не ясно ли — как еретиков? .. Отделили их и отсекли от общего Тела Церкви».

Преп. Никодим Святогорец: «Латиняне — еретики, и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам».

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. … Благодать Божия отступила от папистов; они преданы сами себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма».

Преп. Амвросий Оптинский: «Римская церковь, так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой Святой и Апостольской Церкви»[76].

Прав. Иоанн Кронштадтский: «Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12.30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой. … Они явно идут против Христа и Его Церкви».

Прав. Иоанн Кронштадский: «сколько есть искренно верующих между иноверными духовными особами, не говоря о лицах православного духовенства»

Прав. Иоанн Кронштадский: «Вы не сердитесь, друзья, а внимайте истине Божией в простоте сердца, ведь и мы говорим и дерзаем от простоты сердца. Отриньте ложь и примите истину, и соединитесь с нами в единомыслии; полно вам разногласить и спорить»

АрхимандритРафаил (Карелин) противопоставлял католическую и православную иконографию такими словами: «В католических иконах нет метафизического трагизма… Там трагизм земных, душевных человеческих переживаний. А чаще всего другое — человеческая чувственность, то, что обращено к земле и принадлежит земле…

Эта душевная чувственность и сентиментальность католических икон воспринимается подсознанием человека как возможность примирения с Богом без покаяния, без изменения себя. Поэтому в католической мистике так много говорится о восторженной любви и так мало о покаянии, очищении сердца и повседневной жестокой борьбе со страстями…

Современная организация церквей

Более тысячи лет назад произошел раскол христианства. В течение всего последующего времени церкви так и не объединились в одну организацию. Разногласия между трактовкой Священного Писания, использованием различной атрибутики только усилились. После II Ватиканского Собора православное направление признано имеющим силу, хотя до этого считалось представителями католицизма «сборищем ереси».

Отличие между католиками и православными
Рис 7 В православии государственная власть считается выше патриаршей и поэтому церковь следует законам президентского управления. У католиков главой считается Папа Римский и его власть выше светской.

Что касается православных священников, то они никогда публично негативно не отзывались о других вероисповеданиях и всегда более лояльно к ним относились. В современном обществе в каждой стране насчитывается в среднем по 50-70 различных религиозных направлений и конфессий, что стало поводом более ровного отношения к их представителям.

Современные руководящие представители католицизма считают, что православных и католиков нужно объединить в одно направление, тем самым подчинив их своей власти. На что современное православие отвечает отказом. Вопрос еще не решенный, по этому поводу постоянно ведутся переговоры и возможно объединение все-таки наступит. В любом случае это вопрос времени.

Вопрос о прозелитизме

Русская православная церковь нередко обвиняет Католическую церковь в прозелитизме, под которым она понимает проповедь католицизма среди православных христиан. В 2002 году Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата выпустил справку, озаглавленную «Католический прозелитизм среди православного населения России»[80].

В ней содержались утверждения о том, что многочисленные монашеские католические ордена: «Миссионеры — сыновья Непорочного сердца Благословенной Девы Марии», кларетины, «Сёстры — миссионерки Божественной любви», «Миссионерки Святого Семейства», вербисты (SVD — Societas Verbi Divini — «Общество Слова Божия»), иезуиты, салезианцы — «Салезианцы дона Боско — Общество святого Франциска Сальского», францисканцы и т. д.

— действующие в России, считают своим долгом миссию среди местного населения, включая обращение православных в католичество. По мнению РПЦ, именно миссия, а не священническое окормление традиционной католической паствы, является главным делом монашеских католических орденов в России. В частности, в справке приводятся факты активной работы монахов католических орденов в общеобразовательных школах (уроки катехизации для детей начальной школы, религиоведение для старшеклассников), миссионерской деятельности среди населения путём создания Католических молодёжных центров, организации детских каникул на базе летних лагерей, санаториев, работы в домах инвалидов, распространения католической литературы через почтовые ящики и т. д.

Предлагаем ознакомиться:  Почему нам снятся определенные люди
« Мы считаем, что подобной встрече Папы и Патриарха должны предшествовать реальное улучшение отношений и преодоление тех трудностей, которые существуют на сегодняшний день. Их осложняют прозелитизм Римско-Католической Церкви и разгром православных епархий в Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. Перенос кафедры грекокатолического архиепископа из Львова в Киев, продвижение грекокатоликов на восток также не способствуют налаживанию отношений между Церквями[82] »

Взаимное влияние

Отличие между католиками и православными

В декрете «Unitatis Redintegratio» II Ватиканского собора о Восточных Православных Церквях говорится следующее: «Что же касается аутентичных богословских преданий Востока, то следует признать, что они как нельзя лучше укоренены в Священном Писании, находят поддержку и выражение в Литургической жизни, питаются живым апостольским преданием и творениями восточных Отцов и духовных писателей, устремляются к верному укладу жизни и даже к полному созерцанию христианской истины». «…

  • При своем создании грекокатолические церкви отталкивались от византийской литургической традиции. Грекокатолический монашеский орден белого духовенства имени святителя Василия Великого придерживается монашеских правил, характерных для византийского обряда[84][85]. Интерес к византийскому обряду присутствует и в западном католическом мире, о чём свидетельствует практика богослужений по византийскому обряду, например, в бенедиктинскоммонастыре Святого Креста, расположенном в бельгийской деревне Шеветонь (Chevetogne)[86].
  • Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора. Православные богословы оказали влияние на начало так называемого литургического возрождения среди неправославных, в том числе католиков[87][88].
  • В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах. В католицизме очень почитаемы иконы Казанской Божьей Матери, Остробрамская, Богоматери Неустанной Помощи[89] в церкви Св. Альфонса в Риме, «Мадонна Никопея» (X в.) Собора Св. Марка в Венеции, «Месопандитисса» (XII в.) церкви Санта Мария делла Салюте в Венеции[90], «Восточная Богородица» г. Тальякоццо[91], копия иконы «Троица» преподобногоАндрея Рублёва в Сент-Трините[92] и другие. Существует версия, что образ в Париже, известный под названием «Чёрная Мария», — это утерянная Табынская икона Божией Матери[93]. С Ченстоховской иконой польские католики связывают развитие общекатолического почитания Божией Матери и православных икон в XX-XXI веках, кроме того существует пророчество об особой роли этой чудотворной иконы в процессе воссоединения Церквей[94]. Изначально православного происхождения чтимая польскими католиками Васильковская икона Божией Матери, появление которой связано с местностью Святая Вода[95][96][97]. Папа Иоанн Павел II более 10 лет лично ежедневно молился перед Ватиканским списком Казанской иконы Божией Матери, который затем в 2004 г. передал Русской Православной Цекрви[98]. Наряду с православными на поклонение чудотворному Почаевскому образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий[99].
  • Петр Ломбардский (XII в.), составляя первый свод католических догматов, одобренный позднее Латеранским собором в 1215 г., в качестве образца взял труд Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» (VIII в.)[19][100]. Внимание католиков привлекают работы православных богословов, например, «Толкование Божественной литургии» архиеп. Солунского Николая Кавасилы[101]. В католической среде высок авторитет прот.Александра Меня (в то же время о. Александр Мень критикуется некоторыми православными авторами за симпатии к католицизму и экуменизм[102][103][104][105][106]). Интересом среди католиков пользуются «Откровенные рассказы странника», в художественной форме знакомящие читателя с практикой исихазма[107].
  • Несмотря на то, что после разделения с православными в 1054 г. католики прославили много собственных святых, православный благоверный князь Игорь Ольгович, убиенный в 1147 г., занесён в католические святцы как святой Игорь II, князь Московский[108][109]. Православная преподобнаяЕвфросиния Полоцкая, жившая уже после разделения, равно почитается святой и в греко-католицизме[110]. Уникальная традиция почитания мощей грузинской Великомученицы Кетеван сложилась в индийском штате Гоа, куда её мощи были принесены португальскими миссионерами-августинцами в 1627 году[111]. В течение 97 лет, с 1686 по 1783 гг., польские римо-католики прибегали к заступничеству православного святого Иоанна Сочавского, чьи мощи временно располагались в греко-католическом храме Святого Сердца Иисуса в Жолкве[112][113]. В католической среде в первой половине XX века постепенно сформировалось почитание прп.Сергия Радонежского и некоторых православных святых, прославленных до Ферраро-Флорентийского собора, а в 1969 году папой Римским Павлом VI имя прп.Сергия Радонежского было внесено в католический Литургический календарь[114][115].
  • Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского[16] (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе, и затем она была перенята православием.
  • При борьбе с ересью жидовствующихсвятительГеннадий восполнял необходимые переводы книг с латыни. Целый ряд книг (Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товит, Юдифь, Премудрости, Маккавейские и частично Иеремии и Иезекииля) для Геннадиевской Библии был переведён хорватским монахом-доминиканцем Вениамином с латинской Вульгаты[92]. При составлении Четьих МинейсвятительДимитрий Ростовский активно пользовался западными источниками, а в «Алфавите Духовном» в изобилии цитирует «О подражании Христу» Фомы Кемпийского[92]. «Невидимая брань» Лоренцо Скуполи пользуется высоким авторитетом в православии, переведенная и популяризированная на греческом Никодимом Святогорцем, а на русский — Феофаном Затворником[92]. Известная духовная книга иезуитского священника Иеремии Дрекселя «Илиотропион» была переведена с латинского языка святителемИоанном Тобольским и издана по его же благословению.
  • Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как святительПетр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили своё образование в католических школах, где господствовала схоластика. Отход русского богословия от схоластики начался только в начале XIX века[116]. Под латинским влиянием православными богословами составлялись так называемые символические книги[117].
  • На православных крестах, особенно XVIII—XX вв, часто встречаются изображения распятого Спасителя, сходные с католическими[118].
  • Православная иконопись развивалась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру (что можно увидеть, например, на дореволюционных фотографиях икон и внутреннего убранства храмов, сделанных С. М. Прокудиным-Горским[119]), и к возвращению в постсоветское время к традиционной иконе вслед за «открытием» её на западе (в свою очередь, открытие православной иконы на западе происходило после первой волны эмиграции не без участия русских иконописцев, таких как арх.Киприан (Пыжов) и Мария Ельчанинова-Струве; см. также общество «Икона»). Серафим Саровский молился перед иконой католического письма «Умиление Серафимо-Дивеевская»[120], которая с того времени стала почитаемой и в православии. Икона «Гефсиманское моление» также писана в католической традиции, но её почитают и в православии. Среди почитаемых в православии икон, имеющих западное происхождение, можно назвать иконы Божией Матери Косинская (Моденская)[92][121][122] и «Трёх Радостей»[123] и «Ахтырская»[92]. В храме св. Димитрия Солунского в селе Малахове под Москвой (Раменский район) есть западного письма икона Божией Матери, которую называют Солнечной[92][124]. Согласно священнику Георгию Чистякову[92] западного происхождения такие иконы Матери Божией, как «Всех Скорбящих Радость», Филермская, Семистрельная (ср. Our Lady of Sorrows) и другие. Лоретская икона Божией Матери[125] известна в Русской Православной Церкви как «Прибавление ума»[126][127], а Библейский сюжет Hortus conclusus, популярный в западноевропейском искусстве[128], послужил основой для написания иконы «Вертоград заключенный».
  • Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи. Так, Петропавловский собор построен в форме базилики; распространение получает неоготика (в том числе в архитектуре не сохранившегося Вознесенского собора в Московском Кремле).
  • Важный вклад в развитие православной гимнографии внёс кардиналПитра[101][129].
  • Под католическим влиянием возникли некоторые формы православного богослужения и личного благочестия: пассии, Богородичное правило[92]. По мнению архимандритаКиприана (Керна), некоторые из акафистов XVIII в. «страдают даже и униатскими оттенками»[130] (например, акафист Страстям Христовым содержит поклонение язвам Христовым[131][132]). Согласно протоиерею Григорию Дьяченко, южнорусский чин экзордии («Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых») был составлен под влиянием католического чина (в отличие от него севернорусский чин, напротив, являлся буквальным переводом греческого чина)[133].
  • Существуют православные общины латинского обряда, а также отдельные лица и сообщества монахов-бенедиктинцев.

Оставьте комментарий

Adblock detector