Цель и спонтанность найти золотую середину

От самообладания к стойкому равновесию

Путь вмещения противоположностей, избегая крайностей, называют «путём золотой середины». Середина, центр, нейтральное состояние в духовных практиках имеют особую ценность: именно в фокусе-центре встречаются восходящие от путника-ученика и нисходящие от учителя энергетические потоки, низшее одухотворяется высшим.

Именно через центр временная горизонталь соприкасается с вертикалью-вечностью, а часть соединяется с целым. Укоренение на духовной вертикали означало установление прочной связи с духовной Иерархией учителей, ведь каждый духовный учитель на лестнице восхождения является ведомым-учеником и имеет своего ведущего-учителя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Слово «совершенство», если посмотреть на приставку и корень, можно расшифровать как «совместное восхождение к вершинам». Немногие находят себе учителей на Земле, немногие осознают, что кто-то или что-то его неявно учит, но у каждого человека есть его внутренний учитель — голос сердца-совести и голос интуиции.

Их услышать можно лишь в тишине, когда фокус сознания сместится с восприятия внешнего шума повседневности на внутренний мир. Не зря христианские подвижники стремились овладеть состоянием священнобезмолвия — исихии. На путь золотой середины выйти не просто, ведь человеческая природа крайне поляризована и внутренне, и внешне.

Страсти и мучительные переживания, постоянные проблемы и сомнения, поток беспокойных мыслей заполняют внутренний мир человека, причину которых он склонен видеть во враждебном внешнем окружении. В данной работе предпринята попытка осмыслить принцип золотой середины в контексте учений о противоположностях, а также систематизировать накопленные в разных культурных традициях способы достижения равновесия внутреннего мира и гармонизации внешних отношений с людьми.

Понимание золотой середины непосредственно вытекало из принципа противоположностей, правильное толкование которого составляло одну из основ жизни. В древних учениях принцип противоположностей осмыслялся в русле представлений о числе. Рассмотрим наиболее важные числа-символы, имеющие отношение к нашей теме.

из состояния сингулярности (математической точки-центра) возникает Вселенная в результате Большого Взрыва3, из недифференцированной стволовой клетки зарождается сложный организм. Согласно древним учениям, из точки не только происходит зарождение, но через точку идёт и внутренняя связь с иерархическим целым. Символ единицы имел также значение атомарности, неделимой индивидуальной целостности, единства во множественности.

Двойка, или диада, имеет двойное значение, символизируя с одной стороны, идею противопоставления, разделения единого, а с другой — идею соответствия, однородности противопоставляемых сил, свойств или понятий. Противоположные начала противопоставления по отношению друг к другу и по отношению к центру.

Для понимания принципа золотой середины важен момент генетического двуединства противоположностей: внутреннее (глубинное, скрытое) измерение порождает внешнее (поверхностное, видимое). Для мира человека поляризация становится законом и в его природной организации, и в социальной, и в личностно-индивидуальной.

Особенности действия принципа противоположностей разнообразны, отсюда и множество моделей его понимания. Перечислю характеристики, многие из которых не являются универсальными, но ответственны за многообразие ситуаций. Если задействуют одно противоположное начало, то проявляется и другое. Другими словами, активизируется вся плоскость поляризации.

При активизации может вступить в действие временной ритм смены полярности, что в психологическом аспекте проявляется, когда активность сменяется спадом, радость горем, и при этом эмоциональная сила переживания радости по интенсивности будет эквивалентна переживанию горя. Отсюда совет — избегать сильных эмоциональных потрясений, они вредны для организма вне зависимости от их знака.

Об универсальном принципе пульсаций в Учении Жизни сказано: «Принцип манвантары и пралайи, то есть пульсации явлений, проявляется во всём. Поэтому мудро и спокойно можно встречать волны противоположных манифестаций в окружающем нас мире»4. Ещё варианты: усиление одного полюса влечёт и усиление ему противостоящего, и, напротив, с затуханием одного полюса уничтожается и другой, и тогда активное состояние сменяется пассивным.

Тайцзи, ян-инь

Стоит различать следующие важнейшие для понимания принципа противоположностей четыре понятия, а также с ними связанные стратегии мышления: аналитику, диалектику, холизм, дуализм. Аналитика как стиль мышления разделяла противоположности, но из этого ещё не следует, что противоположности не соединимы в синтезе на основе аналитики.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В диалектике, как концепции развития, акцент делается на взаимодействии противоположностей. Замечу, что аналитически можно представить и диалектические позиции. Холизм понимают в двух основных смыслах: (1) как стратегию мышления на основе монады или целостности, в таком случае говорят о последовательном монизме, наиболее ярким примером которого является недвойственность концепции Адвайта-Веданты Шанкары;

Предлагаем ознакомиться:  Как быстро найти работу сильный заговор на денежную должность

(2) как стратегию мышления на основе диады, когда соединяют противоположности и выявляют роль равновесия и нейтралитета (двуединство, дополнительность). Дуализм означает принципиальную несводимость одной оппозиции к другой, причём дуализм может иметь холистические трактовки по типу дополнительности (дуализм частицы и волны — в физике) и нехолистические, когда на лицо непримиримость двух начал (точек зрения, позиций и т.п.

Золотая середина, исполняя гармонизирующую роль в мире космических, природных, социальных и внутриличностных полярных энергий, мыслилась как культивирование состояний равновесия. Ступеней приобретения равновесия и нейтральности — множество, и начальные шаги в этом направлении связаны с развитием качества самообладания, понимаемого как динамическое равновесие.

Более высокие ступени равновесия сопровождаются расширением сознания и состоянием, которое на религиозном языке называли апатией или бесстрастием. «Истинно велик тот, кому всё равно — счастье или горе; кому всё равно — булыжник или золото; кому всё равно — приятное или неприятное; кому всё равно — хула или хвала», — утверждает индийская мудрость.

Бесстрастие, или апатию, следует отличать от внешней сдержанности как показателя воспитанности человека. При прекрасной внешней сдержанности внутренне страсти могут кипеть, но человек не подаёт и виду (старается это делать). Истинное бесстрастие означает полный внутренний покой чувств (да и потока беспорядоченных, скачущих мыслей).

Это состояние Вивекананда описывает так: «Тот человек идеален, который среди величайшей тишины и уединения находит самую напряжённую деятельность и среди напряжённой деятельности находит тишину и уединение пустыни. Он обрёл тайну самообладания: он имеет власть над собой. Он идёт по улицам большого города с его шумным движением, но ум его покоен, как будто он находится в пещере, куда ни один звук не долетает, и всё время ум его напряжённо работает»5.

Овладение чувствами и умом делает возможным пробуждение глубинных способностей, человек начинает слышать голос интуиции, приобретает способность правильного, мгновенного распознавания. Бесстрастие не означает лишённости вообще чувств, но их преображение и утончение, которые выражаются в формах синтетического мышления-чувствования, когда ведущим становится центр сердца.

Самообладание можно оценить как фокус, в котором происходит переход от целостного видения ситуации, мгновенно-интуитивного схватывания и озарения к её локальному осознанию, преобразование глубинно-континуального в осознаваемо-дискретное («квантование смысла»). А для понимания методологии работы с принципом противоположностей отсюда приходит понимание значения нулевой точки-центра — отсутствия как присутствия иного, затухания внешней активности с тем, чтобы внутренне-глубинные энергии проявили себя.

Достигая равновесия, самообладания, бесстрастия, человек говорит с Вечностью. И тогда вступает в свои права язык недвойственности: через доброту человеческого поступка действует Вечная доброта, через человеческую любовь проявляется Вечная любовь и т.д. При достижении внутреннего самообладания скрытые сверхсознательные силы в человеке могут проецироваться на обычный ум и чувства. Человек приобретает качества мудреца, для которого различение добра и зла — дело мгновения Вечности, в себе всё содержащей.

Приведу цитату из Учения Храма. «Закон всех законов — закон равновесия — наиболее важный как среди духовных, так и физических законов. Это непреложный и самый мудрый закон. На нём зиждется фундамент всей проявленной жизни. Он является первопричиной и конечным следствием закона противоположностей — закона, управляющего полом и всеми противоположными силами. Без его действия не может быть ни духовной, ни психической, ни материальной жизни в форме.

Крест равновесия представляет собой высшее достижение, расцвет, конечное единство всего разнообразия жизни; он означает, к примеру, исчезновение пола в бесполости, победу человеческой души над всем тем, что препятствует её эволюции. Когда полное понимание всего того, что может символизировать крест равновесия, осеняет центр образного мышления обычного человека, тогда устанавливается связь между этим центром и тем центром мозга, через который действует божественная сила интуиции, и тогда же начинают проясняться смысл, способ проявления и неизмеримая важность действия закона противоположностей.

Предлагаем ознакомиться:  Руны став найти нужного человека

Эмоции и мысли как внутренние энергии

— избегание конфликтных ситуаций (стрессов) и поддержка положительного настроя (главным образом, умеренной радости);

— смещение доминанты, замещение негативной эмоции более сильным чувством, другими словами, тактика вышибания по типу «клин клином»;

— неуклонное развитие положительного полюса;

— постепенная нейтрализация, сглаживание и изживание крайностей, усмирение эмоциональной невоздержанности;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

— трансмутация отрицательного полюса чувства в положительный;

— медиация — нахождение посредников и выход за пределы конкретной поляризации энергий;

— стойкое самообладание как нейтральное состояние;

— бесстрастие как свободное управление преображёнными чувствами;

— глубокая нейтрализации в состоянии медитации.

Некоторые пояснения. На начальном этапе практик движение к центру-нейтралитету достигается приобретением умения избегать выражений сильных чувств, как отрицательных, так и положительных, ведь экстаз радости со временем обернётся экстазом разрушительного горя. Усиление положительного полюса сопровождается утончением чувственной природы (человек уже не может поступать безобразно или несправедливо), но при этом не следует забывать, что стоит усиливать и противоположный полюс, а именно защиту в отношении негативного влияния окружающей среды.

— положительному труду (рукоделие, занятия искусствами и науками, физический труд);

— созданию благотворной среды путём избегания шумных кампаний, болтливых друзей и пр., выбору лучших возможностей, развития умения нейтрализовать конфликты и гармонизировать внешнее окружение;

— роли словесных формул;

Цель и спонтанность найти золотую середину

— овладению приказами мысле-воли;

— духовным деланиям;

— постоянному памятованию духовного учителя, наставника, высшей силы.

Не только чувства по отдельности, но весь комплекс эмоциональных, интеллектуальных и нравственных составляющих, то есть то, что образует характер человека, нуждается в уравновешивании энергий. Внутренняя конфликтность в человеке обусловлена не только обстоятельствами жизни, но и его природой. Совокупность черт характера, привычек и когнитивных характеристик личности, определяющих внутренний мир и внешнее поведение, требует внимательной и упорной работы по сбалансированности и гармонизации.

С когнитивной точки зрения сознание человека вынуждено работать с противоречивой информацией в условиях неопределённости, спектра возможностей выбора, палитры разноречивых мнений; подсознательный разум нередко воспринимает противоречивую информацию по причине относительной самостоятельности работы сенсорных систем (зрение и осязание).

Зачастую трудно даётся реализация права выбора, поскольку мешают бесконечные сомнения и трудно справиться с природной нерешительностью. Редко встречаются внутренне сгармонизированные натуры, которых бы не волновали (а то и не раздирали бы) сомнения, не испытывали бы власть эмоций, желаний, навязчивых идей, влияний со стороны других людей и манипуляций со стороны СМИ и пр.

Опасность фрагментарности сознания и дезинтеграции усиливается в переживаемое сейчас время глобализации, усложнения межличностных и социальных коммуникаций, пестроты мировоззренческих, религиозных, социальных ориентаций. Наилучшей защитой от хаоса внешней среды будет подвижная стабильность внутреннего мира, которая позволит чутко реагировать на изменения и делать сознательно взвешенный выбор.

До сих пор речь шла о самообладании как равновесии, которое необходимо человеку в жизни, но есть и специальные упражнения, практикующие глубоко нейтральное состояние. Примером может служить йогическая практика Сат Нам Рассаян. Она представляет собой технику открытия и расширения пространства ощущений за счёт глубокого расслабления, в результате которого активизируются внутренние силы организма и происходит самоисцеление7.

Не только эмоции, но и наши суждения биполярны, разбиваясь на извечные «за» и «против». Биполярность суждений обусловлена онтологическими и гносеологическими причинами. В онтологическом аспекте принцип полярности — закон бытия, поддерживающий движение и развитие через неоднородность, множественность и усложняющуюся структурность.

Цель и спонтанность найти золотую середину

Гносеологический аспект биполярности связан с конструктивным характером работы когнитивной системы. В силу недостаточности информации большинство познавательных ситуаций для человека неопределённы. Человек вынужден достраивать мысленные картины и конструировать модели, опираясь на творческое воображение.

Объёмное видение ситуации предполагает выделение её позитивных и негативных аспектов, того, что именуют «за» и «против». Альтернативных сценариев может быть несколько, но их избыточное размножение не полезно, ибо поддерживает нерешительность и тормозящие действие сомнения. Недостаток моделируемых альтернатив ведёт к просчётам в силу одностороннего, плоского зрения.

Предлагаем ознакомиться:  Приметы о часах - Интересное в сети — ЖЖ

Ясно, что к успеху приведёт золотая середина — развитие гибкого и подвижного мышления, способного к разумному размножению альтернатив вместе с выбором одной из них, которая направит данное конкретное действие. Важно соблюдать пропорции — выбор должен быть наподобие незаметного квантового скачка в постоянно-объёмном зрении альтернатив и ретро-перспектив.

М. Эшер. Небо и вода

Аналитическая беспристрастность ума возможна при определённом дистанцировании от объекта познания и внимательном его рассмотрении. В современной психологии подобную ситуацию определяют как «пребывание в и над ситуацией одновременно». Объёмность видения достигается в точке равновесия: «Колебание мысли между двумя противоположными полюсами умозаключений показывает, что сознание находится в центре между ними и может выбрать любой, но лучше остаться в точке уравновешивания, то есть в центре, который управляет обоими полюсами, не отдавая предпочтение ни одному.

При этом условии легче понять происходящее на полюсах, будучи готовым в каждый момент наложить печать окончательного решения на их проявлении. Равновесие утверждается в центре и от центра. Качание противоположностей обуславливается существованием нейтральной точки. Когда сознание в центре её, а не на полюсах, оно может управлять положительной и отрицательной противоположностями.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Целостность мышления требует гармонии его аспектов: спонтанного мышления с дисциплинированным (критическим), логического с образным, логического с интуитивным, теоретического с прагматическим, виртуального с прагматическим. Оппозиция спонтанное/дисциплинированное мыслится как вектор проявлений мышления от хаоса (спонтанности, размытости, неопределённости, бессознательности или полуосознанности) к порядку (чёткости, ясности, определённости, сознательности, созданию форм — грамматических, логических, структурных, образных).

Имеется и высший смысл спонтанности, который пытаются достичь практиками йоги. При иерархическом понимании уровней сознания спонтанность мыслится как состояние свободного, универсального сознания («которое течёт как по маслу»). У обычного человека подобное состояние переживается как поток творческой интуиции. Путь к высшей спонтанности лежит через дисциплину и укрощение низших эмоциональных и ментальных энергий («дисциплинированная спонтанность»).

Цель и спонтанность найти золотую середину

Дисциплинированное мышление в европейской культурной традиции аналитично, но не обязательно вербально-логического типа. Вербально-логическими стратегиями пользуются в научном познании при создании системы понятий, моделей, теорий, которые предполагают выработку уточнённого понятийного языка. В искусстве дисциплинированность как аналитическая деятельность реализуется на этапе разработки концепции образа, например, концепции интерпретации музыкального произведения у исполнителей.

Под виртуальным мышлением я буду понимать любую внутреннюю активность, связанную с работой представления, воображения, фантазии, интуиции, умственного моделирования, мысленного эксперимента, визуализации. В науке виртуальное мышление в аспекте спонтанности связано с воображением, а в аспекте дисциплинированности стремится к систематизации, аналитическому упорядочиванию и носит отвлечённый характер.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

абстрактного/конкретного, общего/частного, теоретического/эмпирического, внутреннего/внешнего. Оппозиция отвлечённое/прагматическое опять-таки представляет собой вектор различаемых переходов между крайними позициями. Идеально равновесное мышление можно помыслить как центрированное, но на практике это синтетическое состояние-идеал трудно достижимо, скорее, речь должна идти об овладении разными типами мышления, о правильном их использовании в конкретных ситуациях, о свободе в выборе ментальных средств.

Примечания

  1. Работа написана при поддержке РГНФ. Научное исследование по теме «Методологический анализ принципа двойственности», грант №06-03-00173а.
  2. См. подробнее: Ключников С.Ю. Священная наука чисел. М., Беловодье, 1996.
  3. См. в номере рубрики «Грани науки» и «Галерея». — Прим. ред.
  4. Грани Агни Йоги. 1966. Т. VII. Новосибирск, 1995. С.151.
  5. Свами Вивекананда. Философия. Йога. Магнитогорск. С.13.
  6. Учение Храма. Ч.2. М., МЦР, 2001. С. 124.
  7. Меэр Сингх. Сат Нам Рассаян / Йога №1 (9), 2005. С.40.
  8. Грани Агни Йоги. Т. II. 1961. Новосибирск, АЛГИМ, 1994. С.247.
  9. Идрис Шах. Учиться как учиться. Цит. соч. С.219.
  10. Там же. С.230.
  11. Откровение. М., Сфера, 2002. С.319.
  12. Цит. по: Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М., 1998. С. 45.
  13. Притчи. Ведический поток. Сост.:Кукушкин С.А., Ганус Г.А. Тула, 1999. С. 50.
  14. Возможно, это созвучно тому, как именуют таинственную гору в Азии — Кайлас?! — Прим.ред.
  15. Грани Агни Йоги. Т. VII. 1966. Новосибирск, АЛГИМ, 1995. С.169.

Оставьте комментарий

Adblock detector