Что происходит с человеком после смерти по разным вероучениям мира

Сознание сохраняется и после смерти

Многие из нас представляют себе смерть чем-то вроде сна. Голова наливается тяжестью. Веки подрагивают и осторожно закрываются. Последний вздох — и все выключается. По-своему даже приятно. Увы, это слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Доктор Сэм Парниа (Sam Parnia), глава отдела реанимации в медицинском центре Лэнгона при Нью-Йоркском университете, давно изучает смерть. Он пришел к выводу, что сознание сохраняется какое-то время после смерти. Кора головного мозга — мыслящая его часть — испускает волны еще примерно 20 секунд с момента смерти.

Исследования на лабораторных крысах выявили рост мозговой активности непосредственно после момента смерти, что приводит к возбужденному и сверхбдительному состоянию. Если такие состояния возникают и у людей, это доказывает, что на ранних стадиях смерти мозг остается в полном сознании. Заодно это объясняет, почему пережившие клиническую смерть иногда помнят, что произошло, хотя были технически мертвы.

Но зачем вообще изучать опыт смерти, если пути назад все равно нет?

«Точно так же, как исследователи изучают качественную природу любви и сопутствующего ей опыта, мы пытаемся понять, что именно люди испытывают в момент смерти. Мы считаем, что эти ощущения неизбежно коснутся каждого», — сказал Парниа в интервью сайту «ЛайвСайенс» (LiveScience).

Что происходит с телом человека после смерти?

В нашем обществе тему смерти обсуждать как-то не принято. А между тем, знание о том, что происходит с телом человека непосредственно после кончины, может помочь взглянуть на мир под другим углом. В конце-концов, лекарства для бессмертия пока не изобрели, а это значит, что жизнь каждого из нас рано или поздно закончится.

Что происходит с человеком после смерти по разным вероучениям мира

Итак, непосредственно после смерти в работу вступают необратимые, естественные процессы. Смерть знаменует собой прекращение мозговой активности и падение температуры тела на 1,6 градусов, пока не достигнет комнатной. Затем из-за недостатка кислорода клетки тела начнут умирать и впоследствии расщепляться, тем самым запуская процесс гниения.

В нашем мире ничто не вечно. Даже планета Земля рано или поздно погибнет

Когда мышцы окончательно расслабятся, произойдет высвобождение остатков жидкости и экскрементов. Кожа съежится, из-за чего кажется, что ногти и волосы стали длиннее. Затем при помощи бактерий ферменты во внутренних органах начнут перерабатывать сами себя. Это придаст коже характерный зеленоватый оттенок.

Дальше картина становится еще мрачнее. Уже в течение недели личинки могут занимать до 60% тела. А из-за дальнейшего разрушения бактериями, цвет кожи становится фиолетовым, а затем черным. При температуре 10 градусов мягким тканям потребуется всего 4 месяца до полного разложения. Так или иначе, если не прибегнуть к кремации, все что останется от нас — это скелет.

По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению». Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени.

В церковном предании есть интересный ответ ангела прп. Макарию Александрийскому (IV в.) о происходящем с душой в эти дни: «… в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет.., как птица, ища гнезда себе… В третий же день… вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.

После повелевается от Него показать душе… красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней… По рассмотрении… она опять возносится ангелами на поклонение Богу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

Что происходит с человеком после смерти по разным вероучениям мира

В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то Церковь не призывала бы с самого начала своего существования молиться за усопших.

2) Зомби действительно существуют (или вроде того)

Недавно Йельская школа медицины получила 32 мозга из свиных туш с близлежащей бойни. Нет, отнюдь не для запугивания и мафиозных разборок. Ученые собирались физиологически их воскресить.

Исследователи подключили мозги к перфузионной системе под названием «БрейнЭкс» (painEx). По ней к бездействующим тканям потек раствор искусственной крови, а с ним — кислород и питательные вещества.

Мозги не только «ожили», но некоторые их клетки проработали еще 36 часов. В них потреблялся и усваивался сахар. Даже иммунная система заработала. А некоторые даже передавали электрические сигналы.

Поскольку снимать «Скотный двор» (речь идет об экранизации одноименной повести Дж. Оруэлла — прим.ред.) с зомби ученые не собирались, они ввели в раствор химические вещества, которые подавляет активность нейронов — то есть сознание.

Реальная их цель была такая: разработать технологию, которая поможет дольше и тщательнее изучать мозг и его клеточные функции. А это в своею очередь улучшить методы лечения травм головного мозга и дегенеративных заболеваний нервной системы.

Мытарства — что это такое, и почему они так называются?

Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.

Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.

Что происходит с человеком после смерти по разным вероучениям мира

В житии, например, преподобного Василия Нового блаженная Феодора рассказывает о них в следующем порядке: 1) празднословие и сквернословие, 2) ложь, 3) осуждение и клевета, 4) объядение и пьянство, 5) леность, 6) воровство, 7) сребролюбие и скупость, 8) лихоимство (взяточничество, лесть), 9) неправда и тщеславие, 10) зависть, 11) гордость, 12) гнев, 13) злопамятство, 14) разбойничество (избиения, ударения, драки…), 15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…), 16) блуд, 17) прелюбодеяние, 18) содомство, 19) идолослужение и ересь, 20) немилосердие, жестокосердие.

Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге. Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание.

Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания». А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет: «Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы — это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке… В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».

См. также:   Держаться за руки во сне с парнем

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».

Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим.

Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».

Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю — Лк 23:43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24).

Что происходит с телом человека после смерти?

Жизнь после смерти существует. Нет, доказательств загробной жизни наука не нашла. И сколько весит душа, тоже не выяснила. Но наши гены живут даже после того, как мы умрем.

В исследовании, опубликованном в журнале «Оупен Байолоджи» (Open Biology) Королевского общества, изучалась экспрессия генов мертвых мышей и рыбок-данио. Исследователи не знали, снижается ли она постепенно или прекращается сразу. И результаты их поразили. Более тысячи генов после смерти активизировались, причем в некоторых случаях период активности длился до четырех дней.

«Мы такого же не ожидали», — признался журналу «Ньюсуик» (Newsweek) Питер Ноубл (Peter Noble), автор исследования и профессор микробиологии Вашингтонского университета. «Можете себе представить: берете образец через 24 часа с момента смерти, а число транскриптов взяло и увеличилось? Вот это неожиданность».

Экспрессия касалась стресса и иммунитета, а также генов развития. По мнению Ноубла и его соавторов, из этого следует, что тело «отключается поэтапно», то есть позвоночные организмы умирают постепенно, а не одновременно.

Зачем нужно молиться за умерших?

Апостол Павел написал удивительные слова: вы — тело Христово, а порознь — члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12:27, 26). Все верующие, оказывается, составляют один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да еще больно ударяют друг друга.

Христиане — клетки (живые, полуживые, полумертвые) в Теле Христовом. И все человечество — одно тело. Но как на всем организме и на любой его клеточке отзывается каждое изменение состояния отдельного органа или клетки, так и в человеческом обществе. Это универсальный закон нашего бытия, который открывает завесу и над тайной молитв за умерших.

Молитва по своему действию есть дверь для вхождения в душу благодати Христовой. Поэтому молитва, совершаемая с вниманием и благоговением (а не бессмысленным ее вычитыванием), очищая самого молящегося, оказывает исцеляющее действие и на усопшего. Но одна внешняя форма поминовения, даже богослужебная, без молитвы самого молящегося, без его жизни по заповедям, является не более, как самообманом, и оставляет усопшего без помощи.

Святитель Феофан откровенно писал об этом: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!»

Молитва особенно действенна, когда она сопрягается с подвигом. Господь ученикам, не сумевшим изгнать беса, ответил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17:21). Этим Он указал на духовный закон, по которому освобождение человека от рабства страстям и демонам требует не только молитвы, но и поста, то есть подвига и тела, и души.

Святой Исаак Сирин писал об этом: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души». То есть действенность молитвы за усопшего прямо обусловлена степенью жертвенности и борьбы со своими грехами самого молящегося, степенью чистоты его клеточки.

Людей, переваливших за 110 лет, называют супердолгожителями — и они большая редкость. Дожившие до 120 и вовсе наперечет. Старым человеком в истории остается француженка Жанна Кальман (Jeanne Calment) — она прожила целых 122 года.

Но отчего мы вообще умираем? Если отбросить духовные и экзистенциальные объяснения, самый простой ответ заключается в том, что после какого-то момента природа сама от нас избавляется.

С точки зрения эволюции, смысл жизни — передать свои гены потомству. Поэтому большинство видов умирает вскоре после размножения. Так, лососи погибают сразу после нереста, поэтому для них это билет в один конец.

У людей все немного по-другому. Мы больше вкладываемся в детей, поэтому нам приходится жить дольше, чтобы ухаживать за потомством. Но человеческая жизнь намного превышает репродуктивный возраст. Это позволяет нам вкладывать время и силы на воспитание внуков (которые тоже несут наши гены). Этот феномен иногда называют «эффектом бабушки».

Но если бабушки и дедушки приносят столько пользы, то почему предел установлен в районе ста с лишним лет? Потому что на большее наша эволюция не рассчитана. Нервные клетки не размножаются, мозг усыхает, сердце ослабевает, и мы умираем. Если бы эволюции понадобилось, чтобы мы задерживались на подольше, «выключатели» бы не срабатывали. Но, как мы знаем, эволюция требует смерти, чтобы поддерживать и развивать механизм приспособления.

Рано или поздно наши дети сами станут бабушками и дедушками, и наши гены перейдут к последующим поколениям.

См. также:   Козерог Мужчина и Близнецы Женщина: Совместимость знаков Зодиака

Почему мертвецы двигаются?

Считается, что после смерти трупы могут шевелиться. Однако никто не думал, что это может длиться на протяжении года и даже больше. Ученые из австралийского центра AFTER проводят исследования в области активности человеческого тела после смерти. Сотрудница центра по имени Элисон Уилсон провела эксперимент, фотографируя труп мужчины, который завещал свое тело наук каждые полчаса на протяжении 17 месяцев. Исследование опубликовано в журнале Forensic Science International: Synergy.

А вот скелеты точно не двигаются

По словам доктора Уилсон, в ходе исследования она и ее коллеги обнаружили, что руки умерших меняли свое местоположение. Находясь в непосредственной близости к телу, руки умерших постепенно отдалялись от боков. Специалисты полагают, что подобные движения вызваны процессом разложения. В связи с полученными данными, ученые пришли к выводу, что многие захороненные тела продолжают двигаться на протяжении года.

Доктор Уилсон также надеется, что ее открытие поможет улучшить наше понимание смерти. Не секрет, что замедленная съемка процессов разложения — широко распространенная практика среди ученых из самых разных областей науки, однако точное понимание того, как тело человека ведет себя после смерти, получено впервые.

Как думаете, будут ли полезны результаты данного исследования криминалистам и следователям?

Но даже наши гены со временем исчезнут, а сами мы обратимся в прах. Вас не тоже удручают перспективы забвения? Тут вы не одиноки, но пусть вас утешит тот факт, что часть вас после смерти будет жить еще долго. Это ваша энергия.

Согласно первому закону термодинамики, питающая жизнь энергия сохраняется и не может быть уничтожена. Она попросту перерождается. Как объяснил в своей «Панихиде от физика» комик и физик Аарон Фриман (Aaron Freeman): «Пусть физик напомнит вашей рыдающей матери о первом законе термодинамики, что энергия во вселенной не создается и не разрушается.

Пусть ваша мать знает, что вся ваша энергия, каждая ее вибрация, каждая британская единица теплоты тепла, каждая волна каждой частицы — все, что некогда было ее любимым чадом — останется с ней в этом мире. Пусть физик расскажет плачущему отцу, что в том, что касается энергии космоса, вы отдали ровно столько же, сколько получили».

Насчет этого мы еще не уверены, но очевидцы говорят, что это так.

Участники экспедиций видели, как слоны останавливаются «проститься» с мертвыми — даже если покойный был из другого стада. Это подтолкнуло их к выводу, что у слонов есть некий «обобщенный ответ» на смерть. Еще с мертвыми товарищами «прощаются» дельфины. А у шимпанзе вокруг мертвых сложился целый ряд обрядов, например, уход за шерстью.

Похоронных ритуалов, подобным человеческим, в дикой природе не замечено — для этого требуется абстрактное мышление — однако такое поведение все же свидетельствует о том, что животные сознают смерть и реагируют на нее.

Как пишет Джейсон Голдман (Jason Goldman) с «Би-би-си»: «На каждый уникальный аспект нашей жизни, присущий лишь нашему виду, приходятся сотни, которые наблюдаются и в мире животных. Наделять животных человеческими чувствами не стоит, но важно помнить, что мы и сами по-своему животные».

Неправда. Это миф, но у него есть биологическое объяснение.

После смерти волосы и ногти расти не могут, потому что перестают появляться новые клетки. Клеточное деление питает глюкоза, а для ее расщепления клеткам необходим кислород. После смерти оба они поступать перестают.

Не поступает и вода, что приводит к обезвоживанию организма. И когда кожа трупа высыхает, она отрывается от ногтей — и те кажутся длиннее — и стягивается вокруг лица (от этого кажется, что на подбородке у трупа выросла щетина). Те, кому не повезло эксгумировать трупы, могли принять эти изменения за признаки роста.

Любопытно, что посмертный «рост» волос и ногтей породил сказки о вампирах и других ночных тварях. Когда наши предки выкапывали свежие трупы и обнаруживали щетину и пятна крови вокруг рта (результат естественного скопления крови), разумеется, они живо представляли себе вурдалаков.

Сегодня эта перспектива никому не грозит. (Если, конечно, вы не завещаете свой мозг Йельской школе медицины.)

Что такое — Божий суд, можно ли на нем оправдаться?

Вы спрашиваете о Последнем суде, который часто называется Страшным?

Это последний акт в истории человечества, открывающий начало его вечной жизни. Он последует за всеобщим воскресением, в котором произойдет восстановление всей духовно-телесной природы человека, в том числе и полноты воли, а, следовательно, и возможности окончательного самоопределения человека — быть ему с Богом или навсегда уйти от Него. По этой причине Последний суд именуется Страшным.

Но Христос на этом суде не окажется греческой Фемидой — богиней правосудия с завязанными глазами. Напротив, перед каждым человеком во всей силе и очевидности откроется нравственное величие Его крестного подвига, Его неизменная любовь. Поэтому, имея печальный опыт земной жизни и ее «счастья» без Бога, опыт «экзаменов» на мытарствах, трудно предположить, чтобы всё это не тронуло, точнее, не потрясло сердец воскресших людей и не определило положительного выбора падшего человечества.

В этом, по крайней мере, были убеждены многие Отцы Церкви: Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Амфилохий Иконийский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин и другие. Они писали о том же, что слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эта мысль повторяется во множестве богослужебных тестов Православной Церкви.

Но, возможно, найдутся и такие, ожесточение которых станет сущностью их духа, и тьма ада — атмосферой их жизни. Бог не нарушит и их свободы. Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, находится «в глубине сердца человеческого». Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не смог выйти.

Об этом я достаточно подробно пишу в своей книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души».

5) Возможно, клиническая смерть — лишь видение необычайной силы

Опыт клинической смерти бывает разный. Одни говорят, что выходят из тела. Другие отправляются в некий потусторонний мир, где встречают покойных родственников. Третьи попадают в классический сюжет со светом в конце туннеля. Объединяет их одно: что происходит на самом деле, мы точно сказать не можем.

См. также:   Заговор защита от злых людей на работе на одежду начальника рабочее место

Как предполагает исследование, опубликованное в журнале «Ньюролоджи»  (Neurology), клиническая смерть — это состояние, пограничное бодрствованию и сну. Ученые сравнили переживших клиническую смерть с обычными людьми, и выяснили, что они чаще впадают в состояние парадоксального сна, когда сон как бы вмешивается в бодрствующее сознание.

«Возможно, у тех, кто пережил клиническую смерть, нервная система возбуждается особым образом, и это своего рода предрасположенность ко сну с быстрым движением глаз», — сообщил «Би-би-си» Кевин Нельсон (Kevin Nelson), профессор Университета Кентукки и ведущий автор исследования.

Следует отметить, что исследование имеет свои ограничения. В каждой группе опрошено лишь по 55 участников, а выводы делались на основе косвенных свидетельств. В этом и заключаются фундаментальные трудности в изучении клинической смерти. Такие переживания крайне редки и не могут быть воссозданы в лабораторных условиях. (Да и ни один совет по этике на такое не пойдет).

В результате мы имеем лишь отрывочные данные, и трактовать их можно по-разному. Но маловероятно, что душа после смерти отправляется на прогулку. В рамках одного эксперимента в 1 000 больничных палат расставили на высоких полках разные фотографии. Изображения эти увидел бы тот, чья душа выходила из тела и вернулась.

Но никто из тех, кто пережил остановку сердца, их не видел. Так что даже если их души взаправду покидали свои телесные узилища, у них находились дела поважнее.

Что такое ад, в который попадают погибшие?

Жизнь после смерти в религиях мира.jpg

А что ответили бы вы на вопрос: что такое семимерное пространство? Пикассо, например, попытался нарисовать скрипку в четырехмерном пространстве и получилась абракадабра. Так и все попытки изображения рая (и ада) всегда будут такой же скрипкой Пикассо. О рае лишь одно подлинно известно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).

Можно лишь добавить, что скучно там не будет. Как влюбленные могут бесконечно общаться друг с другом, так в неизмеримо большей степени спасенные в раю будут пребывать в вечной радости, наслаждении, счастье. Ибо Бог есть Любовь!

Слава Богу, я его пока не знаю и знать не хочу, ибо на библейском языке знание означает единение с познаваемым. Но слышал, что в аду очень плохо, и что он тоже находится «в глубине сердца человеческого», если в нем нет рая.

С адом связан серьезный вопрос: конечны или бесконечны адские мучения? Сложность его заключается не только в том, что тот мир закрыт от нас непроницаемой завесой, но и в невозможности выразить нашим языком понятие вечности. Знаем, конечно, что вечность это не бесконечная продолжительность времени. Но как это понять?

Проблема усложняется еще тем, что Священное Писание, святые Отцы, литургические тексты говорят как о вечности, так и конечности мучений нераскаянных грешников. При этом Церковь на своих соборах никогда не осудила ни одного из Отцов ни той, ни другой точки зрения. Тем самым она оставила этот вопрос открытым, указав на его тайну.

Поэтому прав был Бердяев, когда сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации».

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге… Такой … клевещет на Него». Но он же и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Но одно бесспорно. Поскольку Бог есть любовь и премудрость, то очевидно, что для каждого человека вечность будет соответствовать его духовному состоянию, его свободному самоопределению, то есть будет для него наилучшей.

Кто придумал хоронить покойников?

Изучая разные культуры, антрополог Дональд Браун (Donald pown) обнаружил сотни общих черт. При этом у каждой культуры свой способ чтить и оплакивать умерших.

Но кто додумался до этого первым? Люди или более ранние гоминиды? Ответ на этот вопрос найти непросто — он теряется в седом тумане древности. Однако кандидат у нас есть — и это гомо наледи (Homo naledi).

Окаменелые останки этого ископаемого человека обнаружены в пещере Восходящая звезда в местности Колыбель человечества в ЮАР. В пещеру ведет вертикальный лаз и несколько «шкуродеров» — поползать придется порядком.  

Исследователи заподозрили, все эти люди там оказались не случайно. Вероятность обвала или другого стихийного бедствия они исключили. Казалось, это задумано специально, и ученые заключили, что пещера служила гомо наледи кладбищем. С ними не все согласны, и чтобы ответить на этот вопрос однозначно, нужны дополнительные исследования.

Живой труп

Для большинства из нас грань между жизнью и смертью очевидна. Человек либо жив, либо мертв. Для многих это само собой разумеется, и остается лишь радоваться, что сомнений на этот счет не возникает.

Вот люди с синдромом Котара этой разницы не видят. Это редкое помешательство в 1882 году описал доктор Жюль Котар (Jules Cotard). Больные утверждают, что они давно мертвы, что у них не хватает частей тела или что они потеряли душу. Выражается этот нилигистический бред в чувстве отчаяния и безнадежности — больные пренебрегают здоровьем, и им трудно адекватно воспринимать объективную реальность.

Одна 53-летняя филиппинка утверждала, что от нее пахнет гнилой рыбой, и требовала, чтобы ее отвели в морг, к «своим». К счастью, ей помогло сочетание нейролептиков и антидепрессантов. Известно, при правильном подборе лекарств это тяжкое психическое расстройство поддается лечению.

Что такое — всеобщее воскресение?

9 вопросов о смерти

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:13—14, 19). Он сообщает и о том, как оно произойдет: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15:52).

А вот что пишет в своих знаменитых «Словах подвижнических» о силе воскресения святой Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?

Ознакомьтесь также

Энергия организма человека как повысить

Мысли, как радиоволны У человеческого тела и сознания есть определенный уровень энергетики, который сейчас уже …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *