Притчи к уроку катехизиса по символу веры

Розы расцветают

Розы расцветают –

Скоро засияют

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Благодатны дни.

Все с зимой ненастной

Грустное пройдет,

Притчи к уроку катехизиса по символу веры

Сердце будет ясно,

Розою прекрасной

Счастье расцветет.

Розы расцветают –

Есть, нам обещают,

Притчи к уроку катехизиса по символу веры

В Небе лучший край.

Вечно молодая

Там весна живет,

Там, в долине рая,

Жизнь для нас иная

Розой расцветет.

В. Жуковский

Сошествие во ад18

Что говорит природа о Воскресении мертвых

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Взглянем весной на то место, где поблекла осенняя роза. Куст ее весь покрыт новыми цветами, которые благоухают по-прежнему…

Притчи к уроку катехизиса по символу веры

Солнышко закатилось вчера на наших глазах. Ночь покрыла всю землю, все краски потухли, умолкли все звуки, а сегодня рано утром восток осветился новой зарей. Она позолотила вершины гор и холмов. Жаворонки радостно поднялись к небу, чтобы своим пением приветствовать восходящее солнце…

Я видел, как ослабевший червячок сам готовил себе могилу, как он, завернувшись куколкой, лежал в ней мертвый. Но через некоторое время он начал прогрызать свою могилку и, полный сил и красоты, раскрыв пестрые блестящие крылья, взвился на воздух, радуясь новой жизни: червячок пропал – и вылетела бабочка…

Точно так же обновится и человек: красота восстанет из тления, и новая жизнь возникнет из праха. Ты пролежишь в земле, как семя, брошенное в нее, чтобы восстать в новом виде.

Но кто же придет и отворит гробы, кто пробудит мертвых, кто соберет народы с лица всей земли и воскресит их? Он – наш Искупитель, Спаситель и Победитель смерти, Христос Бог. То, что сеешь, не оживет, если не умрет (1Кор. 15:36).

Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы.

Но некогда весна бессменная придет.

Жив Бог! Жива душа! И, царь земной природы,

Воскреснет человек: у Бога мертвых нет.

Н.Гнедич

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

– Я был начальником жрецов, живших на этом месте, а ты – святой Макарий, и когда ты молишься о нас, мы ощущаем некую отраду.

– В каком же состоянии вы находитесь ныне? – спросил старец.

– Как велико расстояние между землей и небом, так велико и то пламя, среди которого мы находимся. При этом мы совершенно не видим друг друга. Когда же ты молишься о нас, мы немного видим друг друга, и уж это одно для нас – великая отрада! Но помимо нас есть и другие грешники, которые переносят более тяжкие муки.

– Кто же это? – спросил старец.

– А это те, кто познал Бога, но забыл Его и не исполнял Его заповедей. Их участь тяжелей нашей, ибо мы – язычники и не знали Истинного Бога.

Четьи-Минеи

Предварительные понятия

Слово «Катехизис» происходит от греческого глагола κατηχέω, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете.

«Достопочтенный Феофил», к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен» (κατηχήθης) (Лк. 1, 4) в учении христианской веры.

Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставлен (ην κατηχημένος) в начатках пути Господня…» (Деян. 18, 25)

Первоначально «катехизисом» называлось устное наставление основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

Катехизисом вообще называется первоначальное наставление в главных истинах веры, догматических и нравственных, на основании Священного Писания и Священного Предания, т.е. на основании Библии и учения Святой Соборной и Апостольской Церкви.

В Православной Церкви преподается то самое учение, которое открыто Богом в Священных Книгах Ветхого и Нового Завета и в Священном Предании, которое раскрыто и уяснено святыми отцами Церкви на семи Вселенских и девяти Поместных соборах, и которое всегда и неизменно содержала и до сих пор содержит Православная Церковь во всей чистоте и неповрежденности.

Для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.

Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6), а, следовательно, невозможно и спастись.

Но с верою необходимо соединять и добрые дела, потому что «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20), т.е. недействительна, неистинна, а потому не может спасти человека.

Учение о вере и добрых делах с особенной ясностью и цельностью изложено апостолом Иаковом (Иак. 2, 14 − 26).

Различают три вида веры: вера мертвая, не дающая жизни; вера демонов, состоящая в страхе и отчаянии; и, наконец, вера живая, живая и деятельная, соединенная с любовью, доставляющая нам вечное спасение. Вера — корень, дела наши — само дерево, а спасение — это уже плод. Спасение, таким образом, есть добровольное наше оправдание перед Богом.

Для спасения недостаточно одной веры, холодной и мертвой. Нет, спасает нас вера живая, деятельная, выражающаяся нравственно в добрых делах; последние должны быть рассматриваемы не как простые свидетельства нашей веры, но как непосредственное ее выражение, как живые, действительные плоды веры. Где нет добрых дел христианских, там, без всякого сомнения, нет и истинной христианской веры, и наоборот, где является истинная христианская жизнь, там необходимо предполагается истинная христианская вера.

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21).

А эта деятельная любовь есть необходимое выражение живой действительной веры во Христа Спасителя, дающей силу к нравственному самоусовершенствованию в деле любви, есть высочайший образец, который представил Спаситель наш Иисус Христос, и которому мы обязаны подражать.

Итак, вера и добрые дела составляют необходимые условия со стороны самого человека для усвоения им искупления.

В духовной жизни Православной Церкви проблемы «веры и добрых дел» нет. Соотношение между верой и добрыми делами становится «проблемой» только тогда, когда оправдание понимается внешне, как юридическое отношение между Богом и грешным человеком. Тогда люди начинают бояться, что добрые дела встанут «между» душой и Христом, или наоборот, считают дела заслугой перед Богом.

Исполнение содержащихся в Евангелиях заповедей Христовых — молитва, пост, служение ближнему, смирение и воздержание от осуждения — можно сравнить с листьями духовного дерева. Дары Святого Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, доброта, верность, кротость и самообладание — подобны плодам дерева.

По объяснению святого апостола Павла, «вера … есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1), т.е. уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

Что такое Вера?

Она нигде не определяется в Священном Писании, и знаменитые слова апостола Павла составляют не столько определение, сколько описание. Они не составляют определения, потому что не указывают сущность веры. Они говорят нам, чтó вера производит, а не то, чтó она есть, — указывают только плоды, а не ее сущность.

Вера дает нам основание, на котором могут уверенно покоиться наши надежды, и убеждение, что существуют и такие вещи, которые не имеют земного или временного характера, и которые, поэтому, мы не можем видеть. Сама вера — в ее более обыденном смысле — есть духовная сила, которая дает нам возможность занимать то верное основание, на котором могут покоиться наши надежды. Для сердца вера, надежда столь же действительны, как и сами предметы, и небесные обетования более драгоценны, чем земные владения.

Вера – это внутренний опыт, говорящий нам о том, что невыразимо, что может быть познано только опытом и, в конечном итоге, покоится в созерцательном молчании [2].

Предлагаем ознакомиться:  Дракон толкование и значение символа в гадании на кофейной гуще

Что такое вера?

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены. Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Апостол Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

По истолкованию «Пространного Катехизиса», это означает «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом, как бы в настоящем» [3]. Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6).

б) Верой называется также и самый предмет уверенности, т.е. некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово «вера» апостол Павел, когда говорит о людях, которые «отвергли прежнюю веру» (1 Тим. 5, 12), о «невеждах в вере» (2 Тим. 3, 8). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.

«Поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4, 3).

Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие, в этом он не сомневался и ранее, а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.

Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как «совокупность совершенства» (Кол. 3, 14).

«Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Ин.14.15); «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое» (Ин. 14, 23).

г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинность христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть образ жизни, сущность которого заключается, с одной стороны, в стремлении к богообщению, а с другой, — в твердой решимости исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке. В этом смысле ап. Павел говорит о «вере, действующей любовью» (Гал. 5, 6).

И все-таки опять возникает вопрос: что такое вера и почему человек верит? Верит человек потому, что он – образ и подобие Божие. Между Первообразом и образом существует связь. Эта связь называется симпатической. Уже в самом человеке вера потенциально заложена как возможность, так что она присуща нам;

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

однако, это – не та способность, которую человек может развить сам по себе. Вера оживает только при воздействии Божественной благодати. Поэтому она есть синергия, то есть соединение двух воль – Божественной и человеческой. Вера является подвигом человеческого духа и проявлением его способности верить и не верить, развить или заглушить это чувство.

Но, с другой стороны, вера всегда является для человека Божиим даром, потому что без благодати Божией она остается только лишь потенцией человеческой души. Почему человек верит или не верит? Верит – когда его воля подчиняется Божественной благодати, верит, когда ищет Бога (может быть, даже подсознательно), и в глубинах человеческого сердца происходит эта дивная встреча [4].

Предмет веры

О Священном Предании и Священном Писании

Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

Священным Преданием называется то учение веры, которое не изложено в Священных Книгах, а передавалось первоначально устно святыми Апостолами и сохранилось в творениях святых отцов Церкви и в других памятниках.

Священным Преданием в узком смысле обычно называется незаписанная часть Божественного Откровения, устно переданная Церкви и с тех пор непрерывно в ней сохраняющаяся. Православный катехизис рассматривает Священное Предание как «древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия» [32]. Предание исторически существовало раньше Писания, неразрывно и органически связанного с раннехристианским устным Преданием.

Под наименованием Священного Предания понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки потомкам учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды [33].

Само слово «предание» ( греч. parάdosiV ) означает передачу, оставление в наследство, указывая, прежде всего, на самое действие, т.е. на процесс передачи. Именно таким образом сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение. «…я от Самого Господа принял то, что и передал…» (1 Кор.

1. История говорит нам, что в начале Ветхого и Нового Заветов предание было единственным способом сохранения и распространения Божественного учения. Ветхозаветные писания, как известно, начались от Моисея (за 1600 лет до Р.Х.), а от сотворения человека до Моисея прошло несколько тысячелетий. В течение всего этого времени истинной вере можно было научиться только из устного предания.

Начало ему положил Адам, которому, когда он еще был в раю, Бог Сам открывал Свою волю, а после грехопадения дал великое обетование о Спасителе мира, научил, как человек должен служить своему Творцу, какую приносить Ему жертву и показал, каково ее назначение. Все свои познания о Боге и Его святой воле Адам передал своим потомкам устно, и с той поры до времени Моисея истина Божия распространялась путем одного только устного предания через избранных Богом лиц, которым Он возвещал Свою волю.

Пророк Моисей наставлял израильтян руководствоваться преданием в богоугодной жизни: «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов, спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор. 32, 7). Пророки, которые были после Моисея, далеко не все писали книги. Многие из них, как например, Самуил, Нафан, Илия, Елисей, вообще не оставили никаких писаний.

Новозаветные книги тоже появились не сразу. Господь Иисус Христос, проходя по городам и весям, учил людей в беседах и проповедях. Он не оставил писаний, а передал Свое Божественное учение устно, т.е. преданием: «Я передал им слово Твое…» (Ин. 17, 14; Лк. 24, 27; Деян. 1, 3), повелев апостолам: «Идите научите все народы…уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19—20), «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15).

Исполняя это повеление, апостолы разошлись по всей земле с проповедью о Христе, основывали Церкви, учили людей всему, что видели и слышали от Господа. На первых порах они также проповедовали устно и лишь впоследствии стали записывать свое благовествование. Первое Евангелие (от апостола Матфея) появилось примерно через 7 лет после Вознесения Господня, Евангелие от Марка – через 22 года, Евангелие от Луки – через 23 года, а Евангелие от Иоанна – через 65 лет.

Причем Евангелие от Луки было написано исключительно на основе устного предания от учеников Христовых: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова…» (Лк. 1, 2). На основе предания апостол Павел говорит о явлениях воскресшего Христа более, нежели пятистам братий, а потом Иакову и всем апостолам (1 Кор. 15, 6-7);

Апостольские послания появились в течение первого столетия христианства. Но и после этого Апостолы не прекратили устной проповеди. Да и записали они, как сами свидетельствуют, далеко не все учение и не все деяния Христа. Апостол Иоанн Богослов в своем послании пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам» (2 Ин. 12).

Предлагаем ознакомиться:  Звезда Руси (Квадрат Сварога), значение оберега и символа, фото

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19), но ничего не сказано, как именно совершать это Таинство, какие читать молитвы и т.д. Равным образом и о святом Таинстве Причащения читаем, что Господь на тайной вечере взял хлеб, и, благословив, преломил его; потом, взял чашу, благодарил и повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19-20), но как именно совершать это Таинство, какими словами благодарить, как благословлять и преломлять, в Священном Писании не объяснено.

Апостол Павел пишет: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2, 1—2). Но какие это должны быть молитвы, прошения? Говорит он также, что богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно» (в слав. тексте – «по чину») (1 Кор. 14, 40). Но как именно и по какому чину? Все эти сведения сохранялись только в Священном Предании.

Ввиду такой важности Священного Предания Апостолы заповедовали христианам почитать его наравне со Священным Писанием.

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).

Апостол этими словами обязывает нас сохранять не только то учение, которое изложено в посланиях, но и то, которое передано им устно, на словах.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Священные Предания, соблюдаемые Православной Церковью, берут свое начало от Самого Иисуса Христа и святых Апостолов. В строгом богословском смысле Предание — Сам Иисус Христос как Господь, постоянно присутствующий и действующий в Церкви.

Священное Предание есть живое Откровение Божие в Церкви через Иисуса Христа.

Евангелист Иоанн, изложивший учение Спасителя и историю Его земной жизни после других евангелистов, в конце своего Евангелия говорит: «Многое и другое сотворил Иисус: но, если бы о том писать подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). Это ненаписанное в священных книгах, очевидно, сохранилось в памяти и сердце верующих, или в Священном Предании.

Апостол Павел, прощаясь с пастырями Ефесской Церкви, говорит им, что он «три года день и ночь учил со слезами каждого из них» (Деян. 20, 31). Эти беседы Апостола не были записаны и, без сомнения, сохранились в памяти епископов и пресвитеров Ефесских, или в Предании. Апостол убеждал их помнить эти беседы.

Тот же Апостол в послании к Тимофею пишет, чтобы он «слышанное от него при многих свидетелях передал другим верующим, которые бы способны были других научить» (2 Тим. 2, 2). Очевидно Апостол внушает Тимофею руководствоваться тем учением веры, которое передано было ему устно, или Священным Преданием.

Апостолы, по данной им власти от Самого Иисуса Христа, еще при жизни своей избирали преемников своего служения — епископов, которым и передавали то, что не было изложено в священных книгах. И первые епископы, получившие наставление в вере от самих Апостолов, сохранили в своих писаниях многие предания, полученные от них.

2. На Предание, как на источник и основание истинного учения христианского, постоянно указывается и в творениях отеческих. Преданию следовали и сами древние отцы, к Преданию постоянно обращали они и верующих. «Все, желающие знать истину, — пишет святой Ириней, — должны обращаться в каждой церкви к преданию апостольскому, известному во всем мире».

Святой Епифаний пишет: «Нужно держаться и предания, ибо невозможно обрести все в одних писаниях: святейшие апостолы одно оставили в писании, другое — в предании» [35].

Святитель Василий Великий пишет: «Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству, в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия» [36].

3. Подобным образом и из правил и определений святых Соборов Поместных и Вселенских ясно можно видеть, что все они в основании своем имеют Предание Церкви. На нем основываются и касательно истин верования, и касательно обрядов и таинств, и касательно самого Писания, его разумения или смысла. Святые Соборы своей священнейшею обязанностью считали неизменное хранение преданий.

4. Без Предания мы не знали бы подлинности канона и богодухновенности книг самого Священного Писания, потому что Священное Писание не перечисляет нам всех Священных Книг и не дает свидетельства об их совокупности, подлинности и богодухновенности: все это мы узнаем из Предания.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Предание необходимо для уразумения самих истин, содержащихся в Писании. Истина и единство смысла их определяется только Преданием. Без Предания мы не знали бы, наконец, и различных обрядов и таинств церкви, разных постановлений церковного благоустройства и благочиния.

Притча

Одна семья жила на пустынном острове среди океана, заброшенная туда кораблекрушением. Все члены семьи питались кореньями и травами и жили в пещере. Дети не помнили, когда и как они попали на остров. Они забыли родину и не знали, что такое хлеб, молоко и плоды.

Однажды к берегу пристала лодка с четырьмя неграми. Все потерпевшие очень обрадовались им и тотчас же решили разом покинуть остров. Но лодка была так мала, что не могла вместить всей семьи, и отец надумал отправиться первым.

– Не плачьте, там лучше, и мы все увидимся. Скоро лодка вернулась и увезла мать. Дети заплакали еще больше.

– Не плачьте, – утешала их и мать, – скоро мы увидимся в лучшей стране.

Наконец лодка причалила и за детьми.

Когда последние обитатели острова очутились в беспредельном море, то очень испугались своих перевозчиков, и этот страх не покидал их всю дорогу.

Но какова же была их радость, когда на берегу они встретили родителей.

– Милые дети, – сказал им отец, – в нашем переходе с пустынного острова на плодородную землю заключается большой смысл: всем нам предстоит переход из этого мира в лучший. Ведь и земля наша походит на остров; страна, в которой мы теперь очутились, слабое подобие Неба, а бурный переход с острова сюда – смерти. Лодочка – это носилки, на которых нас понесут четверо носильщиков в черной одежде.

Когда придет время покинуть землю, людям благочестивым, любящим Бога и покоряющимся Его воле такой переход не страшен; для них смерть – переход в лучшую жизнь.

Воскрешение Лазаря

(Евангельский пример воскрешения из мертвых19)

В то время Иисус был снова в Иудее.

Уже следя за Ним, шептались фарисеи…

Он изгонял бесов, слух возвращал глухим,

Здоровье – прокаженным, зрение – слепым.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Когда в Иерусалим Он к Пасхе возвращался,

Вдруг Лазарь, друг Его, в Вифании скончался.

Весть печальную Христос

Безмолвно принял; Он учил народ в то время

И, как пророки, в притчах сеял веры семя…

«Так друг наш, Лазарь, спит. Пойдем его разбудим».

Христос спросил: «Куда

Его вы положили». – «Вот, смотри: сюда».

И увидал Христос вблизи пещеру;

Привален был к ней камень. Переполнил меру

Страданья вид печальный гроба, где был друг.

Заплакал Иисус, – и все за Ним вокруг.

Тогда Христос промолвил: «Камень отвалите».

Но Марфа закричала: «Стойте, не спешите!

О Господи! Уж он в гробу четыре дня.

Уже смердит!..» – «Молчи и слушайся Меня. –

Предлагаем ознакомиться:  К чему снится деревянный дом по сонникам Фрейда, Ванги и Миллера

Ей возразил Христос. – Имей, о Марфа, веру,

И ты увидишь славу Божью». Вход в пещеру

Открыли для Него; Он очи к небесам

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Возвел и подошел спокойным шагом Сам

К пещере мертвеца, как клад в себе хранившей.

«Изыди, Лазарь!» – молвил Лазаря любивший.

«Учитель!..» И мертвец, в свой саван облечен

И связан пеленой, из гроба вышел вон.

И молвил Иисус стоявшим: «Развяжите

Его и пусть идет. Воскрес наш друг. Смотрите!»

(Состояние душ умерших людей до всеобщего Воскресения)

Был древле некий муж богатый,

Он жил роскошно и светло,

И каждый день в его палаты

Друзей веселие влекло…

Был в граде том и Лазарь нищий,

Муж изнуренный и больной,

Одетый ризою худой,

Он не имел насущной пищи

И взрос бездомным сиротой.

Настало время: двери гроба

Открыть обоим смерть пришла,

И безразлично трупа оба

Земли суровая утроба

Под мрачный кров свой приняла…

Скончался нищий – все страданья

Пресеклись с жизнью для него.

И душу чистую его,

Гласит Священное Писанье,

Господень Ангел в Небо снес,

И водворил ее он прямо

На лоне светлом Авраама,

Где нет ни скорби, нет ни слез,

В блаженном, чудном том селеньи,

Где бесконечны наслажденья,

Где мир, покой и тишина,

И радость вечная одна

В удел всем праведным дана.

Где все утехи, вся отрада,

Какие ты имел, богач?

Чертог твой ныне – место смрада,

Где вечный скрежет, вопль и плач.

Не рай небесный – бездна ада

Вовеки будет твой удел,

И строгий суд, а не награда,

Там ждет того, кто не хотел

Стяжать богатства добрых дел.

И мучась в пламени жестоком,

Издалека богач взирал

На чудный рай, где за потоком

На месте злачном и высоком

Свет Авраама озарял,

И где в нем Лазарь обитал…

Ответ ученого

Ученого Ньютона однажды спросили: «Кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела для душ?» Ученый молча взял горсть железной пыли, смешал эту пыль с земляной пылью и спросил: «А кто выберет железные опилки из этой смеси?» При общем недоумении ученый взял большой магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение и послышался шелест. Пылинки быстро стали прилипать к магниту.

Серьезно посмотрел Ньютон на присутствующих и сказал: «Тот, кто такую силу сообщил бездушному металлу, неужели не может совершить большего через наши души, когда им потребно будет облечься в прежние, но обновленные тела по Воскресении».

Сила поминовения усопших на литургии

Святой Григорий Двоеслов рассказывает, как в его время одному благочестивому священнику явился во сне умерший христианин и просил за упокой его души совершить Бескровную Жертву, то есть литургию. При этом усопший прибавил, что если Священная Жертва облегчит его участь, то он уже больше не явится ему.

Священник исполнил эту просьбу и отслужил литургию по покойнику. С той поры нового явления уже не было.

У блаженного Луки был родной брат, инок, который мало заботился о своей душе.

После его смерти в келлии покойного были найдены большие деньги, и святой Лука был очень огорчен, узнав, что его брат нарушил обет монашеской нестяжательности. Все найденное старец отдал нищим за спасение души своего брата.

Часто за молитвой о покойном святой Лука просил Бога открыть ему участь брата. И вот однажды во сне он видит его душу, около которой Ангелы спорят со злыми духами.

– Душа наша, потому что она творила наши дела! – кричали злые духи.

– Нет, – отвечали Ангелы. – Душа ныне избавлена от вашей власти милостыней, розданной за нее.

– Разве сам усопший роздал милостыню? Роздал ведь его брат. – При этом они указали на святого Луку.

– Да, – ответил им святой, – я действительно роздал милостыню, но не за себя, а за душу моего грешного брата.

После этих слов злые духи стали невидимы.

Пролог

Важность домашней молитвы за умерших

Святой Иоанн Дамаскин рассказывает, что один святой старец имел ученика, жившего в беспечности о своем спасении. В таком состоянии юноша и скончался.

Святому очень хотелось узнать посмертную участь своего ученика, и он слезно об этом молил Бога. Господь услышал молитву старца и в видении показал ему ученика стоящим в пламени до шеи. Святой ужаснулся и стал усердно молить Бога о спасении грешного юноши. Тогда в видении Господь снова показал ему ученика в огне, но на этот раз юноша стоял в пламени по пояс.

После этого чудного видения старец начал еще больше молить Господа о прощении грехов своего ученика, и Господь показал ему юношу в третий раз. Теперь ученик стоял совершенно свободным от пламени.

В одном монастыре проживал старец, который принял иночество по следующему случаю.

В молодости он очень любил увеселения. Как-то на масленице юноша зашел в театр, где давали мистерию «Страшный Суд».

Увидев священное событие на сцене, он возмутился и оставил зрелище. Через несколько минут после его ухода театр вспыхнул, а юноша, придя домой, тяжко занемог.

Однажды, когда болезнь достигла своего наивысшего напряжения, больному представилось, что к нему явились два Ангела и сказали: «Следуй за нами». Больной повиновался.

Долго шел он со своими чудесными спутниками по неизвестным и мрачным местам, наконец ему послышались шум и человеческие голоса. В страхе он увидел бушующий огненный вихрь, а среди пламени раздавались страдальческие стоны людей. То был ад.

Ангелы стали объяснять юноше, за какой грех уготовано грешникам то или другое место в аду.

Вслед за тем один из Ангелов вынес неведомого человека из пламени, и юноша увидел, что этот несчастный почернел, как уголь, и был окован цепями с ног до головы. Ангелы сняли с него оковы, и человек стал чист и свободен.

– Что все это значит? – спросил удивленный юноша.

– Душа этого человека за грехи была отлучена от Бога, – ответил один из Ангелов, – и как отлученная должна была гореть в этом пламени. Но родители отлученного грешника после его смерти подавали за него милостыню и поминали его на литургии и панихидах, и вот, ради ходатайства Святой Церкви, а равно и по родительским молитвам, Бог умилостивился над грешником, и теперь душа его будет радоваться пред Самим Господом. Да и ты, если хочешь избавиться от заслуженных мук ада, иди и живи, как истинный последователь Христа.

С этими словами видение кончилось.

По письмам Святогорца

Видение пророка Иезекииля

(Ветхозаветный прообраз Воскресения мертвых)

Господней десницей незримо влеком,

Я шествовал в силе и духе,

Покрыто костями все поле кругом,

И кости те древни и сухи.

«Пророчествуй! Жизнь Я дарую,

И плоть Я созижду иссохшим костям,

И крепкие мышцы, и кожу им дам,

И вдуну им душу живую».

По слову Господню, я стал прорекать.

Послышались шум и бряцанье,

И начали кости к костям прирастать,

И стали их кожа и плоть облекать,

Но были они без дыханья.

И новою властью я был облечен.

«Пророчествуй, сын человека!

Пусть Дух с четырех соберется сторон,

Дохнет на тела и пребудет в них Он

Дыханием жизни до века!»

Веление Господа я сотворил,

И вихорь прошел предо мною,

Тела неподвижные Дух оживил,

И стали они, полны жизни и сил,

На поле великой толпою.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Л. Бельский

Оставьте комментарий

Adblock detector