Борьба с духом блуда. Об охранении души и тела в чистоте и целомудрии

Святой Ефрем Сирианин. О борьбе с блудною страстию

49. Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощию глаз твоих не низложил тебя противник твой (1, 153).[2]

50. Укоризна монаху — блуждающее око. Блуждающее око причиняет много скорбей тому, кто следует за ним. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрия (1, 157).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

51. Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда (1, 163).

52. Кто питает плоть тела своего, тот питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него (1, 168).

53. Кто обуздывает очи свои, тот сделается легким, а у кого взор блуждает, тот соберет на себя бремя, ибо сказано: Парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. 4:12) (1, 170).

54. Если по увлечению дашь глазам волю смотреть на суету, то скорее останови их, чтоб не впасть в срамоту плотоугодия.

55. При распалении плоти не касайся тела, чтоб не произвести сильнейшего распадения.

56. Будь внимателен к себе, монах; будь внимателен, встречаясь с женщинами (1,179).

Борьба с духом блуда. Об охранении души и тела в чистоте и целомудрии

57. Бегаешь змеи, угрызающей тело; паче бегай женщины, которая угрызает душу (1, 183).

58. Кто занимается красотою женщины, тот в душе своей насаждает пожелание красоты ея, а кто замедляет у дверей дома ея, тот уподобляется идущему по льду, потому что недалеко от него поползновение.

59. Что два борца, то монах в обществе с женщиною. Но трезвенный соберет корысти, а сам не будет окраден.

60. Не склоняй слуха своего к речам срамным, чтоб не осквернился ум твой.Якоже бо дым очима (Притч. 21:20), так и срамное слово вредно душе (1,187).

61. Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония бес нечистоты», ибо знаем сказавшего:Мудрование плотское — вражда на Бога (Рим. 8:7).

62. Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим (1, 203).

63. Кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1Кор. 3:17), говорит Божественное Писание. Как псу, усильно противься демону блуда; никак не соглашайся увлечься таким помыслом, потому что от искры много будет угольев и от худой мысли умножатся худые пожелания. Старайся истреблять воспоминания о них паче зловония тинного (1, 204).

64. Как благоухание веселит обоняние, так и Дух Святой увеселяется чистотою и обитает в человеке.

65. Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте.

66. В чистоте обитает великий свет, и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

67. Возлюби, монах, чистоту в любви Христовой; она так же прилична житию твоему, как плотнику прилично иметь скобель.

68. Один монах, терпя от блуда, запрещал бесу, говоря: «Иди во тьму, сатана! Разве не знаешь, что хотя и недостоин я, однако же ношу члены Христовы?» И тотчас мгновенно прекращалось распадение (как будто кто, дунув, погашает светильник); почему он сам в себе дивился этому и прославлял Господа (1, 205).

69. Для чего с такою небоязненностию любишь наряжаться? Послушай, что говорит апостол: Похожей юных бегай (2Тим. 2:22). Разве не знаешь, с каким врагом борешься? Разве не знаешь, как тяжко быть сетью для другой души? Как не размыслишь, какую гнилость и какое тление наследуют делающие подобные дела? Желательно мне сделать тебе известным, что если внешний человек и наряден, но жилище души осквернено, то красота его не замедлит повредиться. А если приобретешь душевную красоту, то из этой красоты и из этого света излиется нечто и на внешнего человека, и такая красота бывает постоянна.

70. Кто украшает одежды свои и наполняет чрево свое, тот потерпит много браней, а трезвенный страшен противникам.

71. Если во время работы потревожит тебя дух блуда, не обленись простереть руки свои на молитву, и молитва веры противостанет за тебя (1, 207).

Борьба с духом блуда. Об охранении души и тела в чистоте и целомудрии

72. Подавляй в себе похоть, пока она не подавила тебя, потому что покоряющихся ей приводит она во дно адово (1, 208).

73. Люби мир и святыню (чистоту), чтоб сподобиться узреть лицо Господа Бога (1, 211).

74. Удерживайся, брат, от шуток, чтоб не сделали они тебя бесстыдным; бесстыдство же есть матерь непотребства.

75. Не ходи в келию к упивающимся, чтоб не погубить тебе внезапно богатства целомудрия.

76. При воспламенении в теле похоти приводи себе на мысль неугасимый огнь и неокончаемого червя, и тотчас угаснет разжение членов; иначе, расслабев, будешь побежден и станешь раскаиваться, и обымет тебя огонь скорбию раскаяния, и привыкнешь грешить, хотя будешь раскаиваться. В начале постарайся быть строгим ко всякому движению пожелания сего, чтоб не преодолеваться им, и не привыкнешь уступать над собой победу в брани, ибо привычка — вторая природа.

Привычка к послаблению никогда не даст тебе приобрести строгость. Она всегда созидает и разоряет, грешит и раскаивается. Если привыкнешь расслабевать, когда нападают на тебя, то надписью в рукописании твоем в век века будет: раскаяние. Кто привык уступать над собою победу пожеланию, того всегда обличает совесть его;

77. Будь внимателен к себе самому и старайся до смерти соблюсти себя чистым, чтоб с дерзновением и радостию встретить тебе бессмертнаго Жениха. Чти девство, и оно введет тебя в небесный чертог. Посему сказал апостол: О6ручих вас единому мужу, деву чисту представити Христовы(2Кор. 11:2) (1,374-375).

78. Охраняй тело от греха, чтоб не солгать пред Создателем, потому что принесли мы себя в дар Господу, и не имеем уже власти над телом своим, и не можем взять дара назад по собственной своей воле. Если кто, дав обет Богу, принес дар Господу, и иерей, взяв дар, положил оный в храме, то, хотя бы принесший дар сей и раскаялся после, не имеет уже он власти взять дар назад по принесении оного Господу;

Предлагаем ознакомиться:  Сонник вишня на дереве к чему снится вишня на дереве во сне

79. Берегись худого совета, ибо бывает, что отпадшие от добродетели усиливаются запнуть и других, чтоб не одним валяться в непотребной жизни. Говорят они с приятностию, чтоб послушных им, отвлекши от целомудрия, погрузить в грехи. Сами подвергшись падению, не только не хотят они возстать, но и другим намеренно бывают в соблазн, на падение и растление.

Борьба с духом блуда. Об охранении души и тела в чистоте и целомудрии

80. Блаженны соблюдающие святыню (чистоту) в смиренномудрии! Но никто да не надеется достигнуть покоя (в сем деле), предавая себя в послушание внушениям врага, ибо тогда мучитель сей будет держать их в плену чрез помыслы и услаждения похотные, хотя без дел срамных. В таком положении, поелику они не познали жены, враг внушает им мысль приписывать себе девство, тогда как все тело исполнено у них скверны похотной. Так враг делает, что величаются они, как свободные от греха, тогда как он насыщает их гроздом желчи и гроздом горести (Втор. 32:32) (1,409).

81. О том, чтоб не упиваться вином и не проводить времени с женщинами, излишне и говорить, так как всякий сам ясно видит, сколь чуждо это добродетели. И не в этом только одном необходимо беречься устремления бесов, но и с мужчинами не должно вести разговоров изнеженных, могущих возбудить похотную сласть и повлечь душу в погибель.

От свидания с женщинами отказываемся мы не потому, чтоб почитали женщин лукавыми, но потому, что Чрез свидание и беседу с женщинами врагу легко нас низложить и довести до преступления заповеди Божией. Нам же надобно отвсюду беречься приражении лукавых духов, возлагая надежду на всеоружие и силу Святаго Духа.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

82. Не будь нерадив о добродетели целомудрия, но всеми силами старайся иметь в себе святыню (чистоту), так как для сего оставил ты и мир. Стяжи себе девственность, чтоб вселился в тебя Дух Святой. Не внимай срамным пожеланиям и суетным ласканиям, храни себя чистым и, если начнет в тебе возгораться греховный пламень, угашай его слезами и молитвою ко Господу, любящему тех, кои ищут святыни и работают Ему в ней. Драгоценное стяжание — девственность в правом помысле. Если возлюбишь ее, то будешь прославлен Господом и во всем благоуспеешь (1, 435).

1—3), и узришь пришедшую к тебе от Него помощь. Терпи только, не расслабевай помыслов, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладьи, потому что пристань жизни близко. Еще глаголющу ти речет: се приидох (Ис. 58:9). Но Он выжидает, чтоб увидеть подвиг твой, точно ли даже до смерти готов ты противоборствовать греху.

84. Для очей Божиих нет скрытного места. Да не обольщает тебя противник, внушая: не узрит. Близ ног Божиих стоишь ты. Не пренебрегай этим, ибо написано: Небо Мне престол, земля же подножие ногама Моима(Деян. 7:49) (1, 449).

85. Не то беда, что борют нас страсти и мы должны бороться с ними, но то бедственно, если, поблажив себе, падем пред сопротивниками. Противостой же палящей тебя похоти, чтоб избежать никогда не угасающего пламени. Если раз победит тебя страсть, то не отступит, но еще более будет нападать на тебя. Будь же внимателен к себе, чтоб не лишиться тебе славы лица Божия (1, 450).

Преподобный Нил Синайский. О блуде (ч. 1, 204)

1. Воздержание порождает целомудрие; чревоугодие же есть матерь блудной похотливости.[3]

2. Елей питает пламень светильника; обращение же с женщинами разжигает огнь сласти похотной.

3. Ударами волн бросается туда и сюда ненагруженный корабль, а блудным помыслом — невоздержный ум.

4. Блуд берет в своинствование себе пресыщение, становится в ряд противников ума и до конца сражается против него вместе с врагами его.

5. Любящий безмолвие бывает трудно уязвим для стрел сего врага, а вмешивающийся в толпу непрестанные получает от него раны.

6. Взор женщины, ядовитая стрела, ранит душу и вливает в нее яд, и чем более застаревает сия язва, тем большее производит повреждение.

7. Кто охраняет себя от сих стрел, тот не ходит на многолюдные собрания, не блуждает рассеянно на празднествах, ибо лучше спокойно оставаться дома и пребывать в молитвах, нежели, думая почтить праздники, сделаться скорою добычею врагов.

8. Избегай обращения с женщинами, если хочешь быть целомудренным, и никогда не давай им свободы смело обращаться с тобою, ибо вначале они или действительно имеют или лицемерно оказывают несмелую стыдливость, а впоследствии отваживаются на все. И бывает это для тебя удою, уловляющею в смерть, хитро сплетенною сетью, влекущею в погибель. Да не введут они тебя и в обман скромными речами, потому что и в них тоже сокрыт злой яд звериный (зверя из бездны).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

9. Подойди лучше к горящему костру, нежели к юной женщине, когда ты и сам юн, ибо, почувствовав боль от огня, когда к нему приблизишься, тотчас отскочишь прочь, а разнежась женскими речами, не вдруг отойдешь.

10. Ботеет трава, растущая при воде, и страсть непотребства — в сообществе с женщинами.

11. Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломою остановит действие огня. Как невозможно соломою удержать стремительность разливающегося огня, так невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства.

12. Столп опирается на свое основание, и страсть блудная покоится на пресыщении.

Предлагаем ознакомиться:  Разменивать деньги во сне бумажные

13. Обуреваемый корабль поспешает в пристань, а целомудренная душа ищет пустыни. Корабль убегает от морских волн, угрожающих опасностию, а душа — от женских лиц, причиняющих погибель.

14. Вид нарядной женщины потопляет хуже волн. Из волн по любви к жизни можно еще выплыть; вид же женщины, прельстив, заставляет пренебречь и самою жизнью.

15. Пустынный куст безопасен от пламени огненного, и целомудренный вдали от женщин безопасен от воспламенения страсти непотребства, ибо как воспоминание об огне не сожигает мысли, так и страсть не имеет силы, когда нет для нее пищи.

16. Если помилуешь противоборца, то будет у тебя враг, и если пощадишь эту страсть, то она восстанет на тебя.

17. Воззрение на женщину в невоздержном возбуждает непотребную страсть, а целомудренного располагает к прославлению Бога.

18. Если страсть похотная при обращении с женщинами будет покойна, не верь обещаемому ею бесстрастию, ибо и пес окруженный толпою, машет хвостом, но, когда выйдет из нее, тотчас оказывает свойственную ему лютость.

19. Когда воспоминание о женщине станет бесстрастно, тогда заключай, что вступил ты в пределы целомудрия. Когда же представляемый тобою образ ея за душу тебя берет, тогда знай, что ты еще чужд этой добродетели. Но и в первом случае не останавливайся на таковых помыслах и долго не беседуй мысленно с женским образом, потому что страсть сия любит возвращаться назад, и опасность от нее близка.

20. Как соразмерное плавление очищает серебро, а продолженное сверх меры производит в нем утрату, так и целомудренный навык портит долговременное представление в мыслях женщины.

21. Не беседуй долго с представившимся тебе лицом, чтоб оно не зажгло в тебе пламени сластолюбия и не запалило гумна души твоей.

22. Как искра, надолго оставленная в соломе, производит пламень, так продолжительное памятование о женщине возжигает похоть.

23[4]. Если похотствующую на духа плоть усмиришь подвижническими трудами, то за пределами сего века будешь иметь славу, обещаемую изречениями о блаженствах, как победивший в брани того, кто в теле твоемпротивовоюет закону ума твоего и пленяет тебя законом греховным, сущим во удех твоих (Рим. 7:25) (1, 230).

24. Разумей, что отдельные виды блуда бывают совокуплены вместе — блуд телесный и блуд духовный. Когда блудный помысел срастворяется с духом твоим, тогда душа твоя сочетавается с обольстительным в ней отпечатлением (1, 247-248).

25. Демон принимает на себя лице женское, чтобы обольстить душу к смешению с ним. Облик образа (жены) принимает на себя бесплотный демон, чтобы похотливым помыслом ввести душу в блуд. Не увлекайся же неимеющим существенности призраком, чтоб не сделать чего-либо подобного и плотию. Обольщены бывают духом блуда все такие, не отражающие крестом внутреннего прелюбодеяния.

26. Наказывай помыслы скудостию питания, чтоб думали не о блуде, а о голоде.

27. С молитвенным бдением соедини слезы, чтобы получить помощь в настоящей брани.

28. Во время блудной брани отказывайся от приглашения на пиршества.

29. Демон непотребства да ревностного борца подвижнического нападает быстро, внезапно осыпая его стрелами страстной похоти, потому что не может долго сносить жжение огня светоносного, исходящего из подвижнических трудов его; а к тому, кто от обольстительности сласти похотной ослабел в строгости самообуздания, мало-помалу подступает на собеседование с сердцем его, чтоб оно, разгоревшись злыми похотениями, предалось беседе с ними, пленилось ими и совершенно отложило ненависть к сему греху (1, 252-253).

30. Всего опаснее, если сердце погрязло в навыке к сластям похоти, и потребно много трудов, чтобы сию пажить (страстную) подсечь под корень.

31. Не приучай помысла входить в собеседование с сластями похоти, потому что в сонме страстных мыслей и движений разгорается огнь (Пс. 105:18). Они, разгоряча тебя, заставят думать, что трудно удержать огнь естества, что не в силах ты далее делать насилие естеству и что, хотя сегодня согрешишь по нужде, но завтра покаешься по заповеди, ибо закон (христианский) человеколюбив, легко прощает грех кающимся.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

32. Смотри, человек воздержания, под предлогом покаяния не обольщайся неизвестными надеждами, ибо многие, пав, немедленно похищены смертию, а другие не в силах были встать (от падения), привычкою к сластям похотным связанные, как законом. Почему знаешь ты, человек, будешь ли жив и покаешься ли, что назначаешь себе годы жизни?

33. Естественный образ жизни один и тот же определен Создателем и нам и животным: Се дах сам, — говорит Бог человеку, — всякою траву, в поле, сам и зверем будет в снедь. (Быт. 1:29-30). Посему, получив общее с бессловесными пропитание и своими промыслениями превратив оное в более роскошное, не по справедливости ли должны мы быть признаны неразумнейшими бессловесных, если звери остаются в пределах естества, не нарушая поставленного Богом, а мы, люди, одаренные рассудком, совершенно отступили от древнего законоположения?

Ибо какие лакомства у бессловесных? Какие хлебники и повара тысячью искусств уготовляют услаждения бедному чреву? Не любят ли они древней скудости, питаясь травой, довольствуясь тем, что случилось, и в питие употребляя воду, и ту иногда редко? Потому и плотским удовольствиям предаются они реже, не воспламеняя пожеланий никакою утучняющею пищею и не всегда зная различие мужеского и женского пола, ибо чувство это дает им одно время в году, в которое естественный закон средством к продолжению рода изобрел совокуплять их для посеяния подобных себе;

46. По преданию отцов борьба с духом блуда есть борьба паче других долгая, всегдашняя, и весьма немногими начисто препобежденная, брань лютая, которая начинает бороть с первого возраста зрелости и не перестает прежде препобеждения прочих страстей. Поелику восстание здесь бывает двоякое, двояким вооруженное оружием к борьбе, то и противостоять ему надобно тоже с двояким оружием в руках.

Предлагаем ознакомиться:  Постриг — это обряд или церковное таинство

Недостаточно одного телесного поста к стяжанию совершенной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное сокрушение духа и неотступная молитва против этого нечистейшего духа; потом непрестанное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, также труд телесный и рукоделие, удерживающее сердце от блуждения и возвращающее его в себя, паче же всего глубокое истинное смирение, без которого ни над какою страстию никогда не может быть приобретена победа ( — 1).[5]

Всяцем хранением блюди свое сердце: от сих бо исходяще живота (Притч. 4:23), ибо плоть покорствует его произволению и власти. Закону постнического скуднопитания всеконечно должно следовать со всем усердием, чтоб обилием яств насыщенная плоть, воспротивясь велениям души, в буйстве не низвергла долу правителя своего, духа.

Но, если мы всю суть сего дела совместим в одном измождении тела, не постничествуя в то же время душою от прочих страстей и не занимая ея ни поучением в божественном, ни другими духовными деланиями, никак не возможем востечь на самый верх истинной чистоты, потому что в таком случае то, что в нас есть господственное, будет осквернять наше тело, хотя бы оно было чисто. Итак, нам должно по указанию Господа,прежде очистить внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто (Мф. 23:26) ( — 2 ).

(Подвижники благочестия и чистоты)

Иоанн Лествичник (память совершается 30 марта/12 апреля), прозванный так по своему сочинению «Лествица райская», прожил сорок лет отшельником у подножия горы Синай. Избранный настоятелем Синайского монастыря, он на время возвратился к людям, затем опять ушел в уединение. Преподобный жил в VI веке.

Ефрем Сирин (Церковь вспоминает его 28 января/10 февраля) родился в начале IV века в Низибии, что в Месопотамии. Родители воспитали его в страхе Божием, однако в юности его вера стала колебаться. От этого душевного нестроения он был исцелен назидательным уроком. Его обвинили в краже овец и посадили в темницу. Через семь дней заключения св.Ефрем услышал во сне внушение: что хотя он и не виноват, но страдает за прежние грехи.

Оправданный судьей, он немедленно оставил мир и удалился в окрестные горы к отшельникам. Из гневливого и раздражительного юноши св.Ефрем превратился в смиренного и сокрушенного пустынника.

Его учителем стал св.Иаков Низибийский. Вместе с ним св.Ефрем присутствовал на Первом Вселенском соборе в Никее. После кончины учителя преподобный много путешествовал, знакомился с подвигами пустынников. Подвизался в горах близ Эдессы. В Кесарии св. Василием Великим был рукоположен в сан диакона, но смиренно отказался от сана епископа, предложенного ему святым. Скончался преподобный в 373 г.

Перу св.Ефрема принадлежит покаянная молитва (Господи и Владыко живота моего…), читаемая в дни Великого поста.

Нил Синайский (память празднуется 12/25 ноября) был родом из Антиохии. Знатное происхождение и личные достоинства возвели его на степень префекта Константинополя — столицы Византийской империи. Но в 390 г. он в согласии с супругой, с которою уже имел двоих детей, оставил мир и, взяв с собой сына, удалился в одну из синайских обителей. Его супруга с дочерью нашли приют в одном из египетских женских монастырей.

В Синайской пустыне преп.Нил жил крайне строго. Вместе с сыном они поселились в пещере, питались дикими горькими растениями. Время проходило у них в молитве, изучении св.Писания, богомыслии и трудах. Множество всяких лиц обращались к нему со своими духовными нуждами и никто не был оставлен без внимания. Преп.Нил скончался около 450 г.

Иоанн Кассиан Римлянин (его память совершается 29 февраля/13 марта) родился в Галльской области около 350-369 гг. Сын знатных родителей, получивший хорошее образование, он с юных лет возлюбил богоугодную жизнь. В Вифлеемском монастыре он принял монашество. Семь лет провел среди египетских отшельников, делом проходя науку монашеской жизни.

Преподобный был учеником св. Иоанна Златоуста, который в 400 г. посвятил его в сан диакона. Священнический сан св. Иоанн Кассиан принял на родине, где стал одним из первых основателей монашества. Свою подвижническую жизнь святой закончил в 435 г. пресвитером Массилийским (ныне город Марсель во Франции).

Преподобный Нил Сорский: (память совершается 7 мая/20 мая). Великий отец Русской Церкви, учитель скитской простоты и созерцательной жизни, преподобный Нил (Майков) родился в 1433 году и, хотя о месте рождения и происхождении его ничего не известно, судя по его обширным связям и образованию, принадлежал он к роду боярскому.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Преподобный Нил почитается основателем в России скитского жития. Скончался 7 мая 1508 года.

Примечания

1. В цитатах первая цифра указывает слово, а вторая — пункт слова.

2. Выборки сделаны по изданию писаний св. Ефрема в ряду творений св. отцов. Первая цифра означает том, а вторая — страницу. Текст без сноски относится к предыдущей главе.

3. Цитаты означены в начале или в конце статей указанием тома и страницы по изданию творений преподобного в русском переводе. Статьи без цитат находятся на той же, что выше указана, странице.

4. Отселе из других писаний преп. Нила

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

5. Извлекаемые статьи заимствуются из книг постановлений и из собеседований. В цитатах первые будут означаемы кн., а вторые — соб. Где все заимствование будет из одного места, там при самом заглавии ставится кн. или соб. с цифрою, означающею число книги или собеседования, а в конце каждой заимствуемой статьи становится только цифра, указывающая главу книги или собеседования.

Оставьте комментарий

Adblock detector