Епитимья за блуд православие

Общее понятие

Как можно более частая исповедь и причастие.

Прежде всего – борьба с чревоугодием, пост, воздержание. В борьбе с ними очень важно обращать внимание на качество пищи – это удаление мяса, жирных продуктов, острого. Привыкать вставать из-за стола немного голодным, есть не часто, чтобы не было постоянного состояния сытости.

Телесный труд до изнеможения и усталости. Сами знаете, когда устанешь, только до кровати дойти, какой там блуд.

Ревность о подвиге. Вера в Бога. Молитва – все это помощники в борьбе со страстью. Молите Бога помочь вам в искоренение этого греха в вас.

Смирение. Послушание. Милосердие – прогоняют блуд из человека.

Скромность в одежде и поведении. Щегольство должно быть исключено полностью. Потому что тот, кто щеголяет, – искушает не только себя, но и других. Провоцирует смотреть на себя и испытывать чувства. Это так сроднилось с нашей природой, что даже некоторые пожилые женщины не могут отказаться от парфюмерии и косметики. А когда говоришь им об этом – обижаются, не понимают истинной природы своей привычки.

Уклонение от зрелищ чужого тела – это фильмы, телевидение, журналы и т.д. Все эти образы потом всплывают в нашей памяти и распаляют в нас страсть. Опять же напомню про бани – ни в коем случае дети не должны видеть своих родителей обнаженными. Хочешь с сыном пойти в сауну, пожалуйста, надень плавки и иди.

Создание семьи. По словам Ап. Павла, «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1 Кор.7:2). Это помогает в борьбе со страстью, в достижении целомудрия посредством семейной жизни, так как она благословлена Богом – это уже закон. Никто этого человека не осудит за это, поскольку все по любви, по закону, по благодати.

Епитимья за блуд православие

Епитимья – это значит (в переводе с древнегреческого) «наказание, кара». Термин произошел от слова «эпитимион» – наказание по закону. Раньше по-русски он произносился, как «епитимия» – с ударением на предпоследнем слоге. Сейчас ударение ставится на последнем.

Несмотря на перевод этого слова, оно означало наказание, взыскание, которое налагали на провинившегося человека, только в древние времена. На сегодняшний день такая трактовка лишь частично является верной. С точки зрения современного православия, это в духовном смысле лекарство, которого ищет согрешивший человек, испытывающий муки совести.

Епитимья – это исполнение кающимся в добровольном порядке каких-либо благочестивых дел, например, продолжительной молитвы, милости, паломничества, усиленного поста. Эти действия совершаются как меры, служащие для нравственного исправления.

Сущность епитимьи

Наложить епитимью может духовник, не имея в виду карательной меры и не лишая человека каких-либо прав как члена Церкви. Священники называют ее «врачевством духовным», призванным избавить от греховных навыков. Они рассматривают епитимью в качестве урока, упражнения, приучающего к духовному подвигу и рождающего стремление к нему.

Согласно современным церковным канонам, епитимья предполагает помощь христианину, который впал в грех, в трех таких вещах как:

  1. Оценка степени совершенного им греха, осознание его серьезности.
  2. Передача ему силы для того, чтобы снова подняться, вселить надежду на Божие милосердие.
  3. Предоставление ему возможности проявления решимости в деле покаяния.

Однако подобные взгляды на православную епитимью вырабатывались в продолжение многих веков. Рассмотрим подробнее, как развивались правила покаяния.

Смягчение «санкций»

Институт тайной исповеди возникает уже к концу IV века. Сначала и там применялись «санкции», установленные канонами, но постепенно поход к тем, кто раскаивался, смягчался. Так, например, Иоанн Златоуст, дает совет, не подходить формально к назначению епитимьи. Он призывает ориентироваться не столько на тяжесть прегрешений человека, сколько на его духовное состояние.

В 691 году на Трулльском соборе был принят канон, предполагавший возможность наложить епитимью с ее последующим ужесточением или же смягчением, в соответствии с индивидуальным подходом. На рубеже VI–VII веков складывается сборник, который описывает регламент тайной исповеди. В нем вводятся два новшества.

Первое – это дифференциация греховных деяний в зависимости от степени их тяжести. То есть регламентируется, за какие грехи епитимья какой строгости должна назначаться.

Второе – это различие самих согрешивших по их индивидуальным особенностям. Так, например, епитимья за блуд, предписываемая женатому юноше, будет более мягкой, чем та, что назначается зрелому мужчине, живущему в браке много лет.

Вместе с тем в сборнике наблюдается заметное сокращение сроков отстранения от причастия и возникновение новых форм епитимьи. Так, новые правила диктуют, что вместо 10 лет отлучение от причастия предусматривает двухлетний срок, однако в этот период кающийся грешник обязан соблюдать более строгий пост, читать больше молитв и делать большее число поклонов.

Предлагаем ознакомиться:  Грех гордыни в православии: определение, признаки, причины, разновидности и плоды как бороться с опасной страстью

Распространение канонов

Постепенно сборник распространился в Византийской церкви, а затем появился ряд его обработок или же независимых сборников, носящих похожий характер. Их называли «покаянные номоканоны». Приблизительно в тот же период такие сборники появляются в славянских странах, где они переводятся и начинают действовать в церковной практике.

Во времена СССР наука церковного права практически прекратила свое существование, и вместо диктуемых ею законов священники стали следовать традициям. Поэтому на сегодняшний день не существует конкретных предписаний, которые бы устанавливали меру ответственности за грехи, определяемую Церковью.

Как и многие другие вопросы, данная область в полной мере регулируется обычаями, которые могут отличаться в разных приходах. Но в любом случае на сегодняшний день в православной церкви епитимья – это санкции, носящие аскетический характер (такие, как соблюдение дополнительного поста, добавочные молитвы и поклоны), а также отлучение от евхаристии на непродолжительное время.

Как выглядело покаяние в ранней церкви: история появления эпитимьи

В прошлом человек, кающийся в большом грехе, проходил несколько «покаянных» стадий, прежде чем допускался к церковной общине:

  1. Плач. Такие христиане не имели права входить в Обитель Божью. Они стояли у ее стен, громко плакали, публично каялись в свершенном ими (тайная исповедь появилась только в конце 4 века) и просили входящих в храм людей помолиться за их грешные души.
  2. Слушание. Таких людей уже пускали за церковный порог, но недалеко — им можно было тихо стоять в притворе (по сути, коридоре, где вешали верхнюю одежду). Они имели право слушать проповеди и службу Божью, но во время Евхаристии выходили на улицу.
  3. Припадание (коленопреклонение). Эти христиане могли стоять даже возле самого алтаря. Перед началом Евхаристии они становились на колени, чтобы священник прочел над ними специальную молитву с накладыванием рук. После этого ритуала они уходили.
  4. Раскаяние. Эти люди не выходили из церкви до конца службы, но не причащались.

Кроме всего прочего, кающимся грешникам запрещалось приносить в церковь жертвенные дары.

Как долго могло длиться раскаяние? Это зависело от вины человека, то есть греха.

  • Еретичество, раскольничество: тут все зависело от веры человека. Если он решал вернуться в церковь, его тут же принимали.
  • Клятвонарушение: до 10 лет.
  • Блуд (разгульный образ жизни, отношения с многими партнерами без брака): от 10 до 15 лет.
  • Кровосмешение (браки или отношения между близкими родственниками): до 12 лет.
  • Мужеложество: до 15 лет.
  • Занятие магией, чародейством: от 20 до 25 лет.
  • Убийство: это самый тяжкий грех, за него наказывали отказом от Причастия до 25 лет.

В православии епитимья – это осуществление особых трудов, подвигов, а также совершение доброго дела, которое угодно Богу. Она нужна для того, чтобы внести исправления в течение неправедной жизни и загладить грех.

В епитимью назначаются:

  • Пост. Но не только пост как таковой, в смысле воздержания от скоромной пищи, но и другие подвиги самоотвержения и сдерживания плоти.
  • Молитва. Кроме собственно молитвы подразумеваются все дела, направленные на соблюдение богопочитания и благочестия.
  • Милостыня. А также все милосердные дела, касающиеся как тела, так и духа.

В одном из рукописных требников XIV века из Синодальной библиотеки указан ряд деяний, которые подобает совершать кающемуся. К ним относятся:

  • Воздержание от совершения греха.
  • Пролитие слез.
  • Подача милостыни.
  • Прощение долгов.
  • Всеобщая любовь.
  • Полное смирение.
  • Отказ от осуждения других людей.

Многие из людей, преданных блудницам, не только потерпели от этого вечную и бесконечную смерть, но и здесь, как злые, зло погибли, подвергшись бедствиям от распутных женщин (свт. Иоанн Златоуст).

Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества (прп. Иоанн Лествичник).

Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого (прп. Симеон Новый Богослов)

В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма (прп. Ефрем Сирин).

От пяти страстей усиливается блудная брань: от празднословия, тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами и от пресыщения (прп. авва Исайя).

Причины, по которым происходит блуд в человеке

Испорченность человеческой природы после грехопадения – она восстала против человека, и мы обречены вести с ней постоянную войну. И это тело мы получаем от наших родителей и передаем его своим детям. Наша природа склонна к греху и удобопоползновенна к пороку, то есть разумом мы понимаем, но тело требует, бунтует против воли. И кто одержит победу?

Предлагаем ознакомиться:  Молитва 12 апостолам: на желание 23 августа, на защиту и помощь

Пороки воспитания. Знаете, есть известная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Наш личный пример, то, как мы живем, наше поведение – все это отпечатывается в душе ребенка, и потом он подражает своим родителям.

Епитимья за блуд православие

Соблазны мира сего – это целая река порока.

Безверие – ведь именно оно является главной причиной греха. И это касается и тех, кто живет церковной жизнью. Безверие так в нас укоренилось, что стало привычкой, мы уже его и не замечаем. Мы постимся, причащаемся, молимся, ходим на службы – а где вера?! Ведь мы живем мирскими мечтами, забавами, грехами.

Следующая причина – чревоугодие. Блуд базируется на чреве, когда чрево пресыщено, человек получает лишние соки, как говорит Свт. Феофан Затворник, а лишние соки возбуждают природу человека.

Нескромность рук и глаз. Человек должен следить за своим зрением и не засматриваться на людей противоположного пола. Когда мы просто смотрим на человека – это ладно, но как только мы вынесли свое суждение о его привлекательности или красоте, то здесь уже открывается широкая дорога для греха.

Людям, состоящим в браке, проще в этом отношении, так как они нашли своих спутников по жизненному пути, и они уже трудятся, чтобы сохранить свой брак и приумножить любовь. А люди холостые, которые еще в поиске своих избранников, те вынуждены смотреть, оценивать, искать.

Здесь главное не привыкнуть к этому, Господь еще до сотворения всего видимого избрал для каждого из нас сотрудников на этом жизненном пути. Если мы позволим Богу, если мы будем верить в его промысел, Его любовь к нам, то мы не пропустим свою половинку, так как они созданы друг для друга. К сожалению, очень часто мы не позволяем Богу этого сделать, и делаем все по-своему, за что часто и скорбим.

Многие Святые отцы запрещали ходить, особенно холостым, в общественные бани.

Лучше всего воздержаться от ненужных искушений. Вспомните житие Прп. Антония Великого, когда он вместе со своим учеником переходил реку, то они разделились, чтобы никто не смог рассмотреть нагое тело другого, а когда перешли, то оделись и опять соединились для дальнейшего путешествия. Так как нельзя смотреть на нагое тело другого человека и не причинить вреда своей душе.

Что касается рук, то здесь кроется много опасностей. Многие Святые отцы, такие, как Прп. Иоанн Лествичник и Прп. Ефрем Сирин, особо отмечали тот факт, что когда человек моется, он не должен рассматривать свое тело, касаться своих интимных мест, растягивать этот процесс. Так как при этом люди, которые ведут целомудренный образ жизни, могут очень легко возбудиться от собственных прикосновений, и тогда греха не избежать.

Для женатых – это не столь актуально, но людям холостым – это очень важно.

У людей, которые избрали путь монашества и аскетизма, есть очень уязвимое место, через которое блудная страсть может проникнуть в их душу, – это любовь к сладкой, вкусной пище или гортанобесие. Это случается в начале иноческого пути, а когда инок уже обрел некоторый духовный опыт, то блуд ищет другой путь – это высокоумие.

Если монах не обрел смирения, то Господь посылает ему блудные искушения, дабы смирить.

Третья причина блудных искушений у подвижников – это если они осуждают своих ближних. Авва Евагрий и другие Святые отцы пишут, что, осуждая ближних, сам впадаешь в этот грех. Осуждение убивает в человеке любовь.

Каждый из нас любит своего ребенка, несмотря ни на что, даже если он что-нибудь натворит, подерется или еще что – либо. Мы все равно его любим, защищаем, выгораживаем, прощаем. А если что-нибудь сделает чужой ребенок – сразу негодуем, осуждаем и его родителей затронем, как они плохо воспитывают свое чадо и т.д. Осуждение в человеке убивает не только любовь, но и молитву, благоговение, – это очень коварная страсть и с ней надо быть начеку.

Константинопольский патриарх Иеремия в своем ответе лютеранам называет пять причин, по которым отпущение грехов сопровождается епитимьей. В соответствии с ними ограничения налагаются для того, чтобы:

  1. Через страдание, принятое добровольно, освободиться от тяжкого наказания, которое может последовать в другой жизни. Так же как через добровольные страдания Иисуса были прощены грехи человечества.
  2. Истребить в человеке, впавшем в грех, страстные плотские вожделения, порождающие грех. Так как противное лечится противным.
  3. Епитимья служит «уздою» для души, не давая ей по новой браться за те порочные дела, от которых она пытается очиститься.
  4. Приучать к терпению и трудам, так как добродетель есть результат трудных усилий.
  5. Знать и понимать, до конца ли кающийся человек возненавидел грех.

Осознание необходимости

По мнению святых отцов, епитимья имеет тесную связь с раскаянием и решимостью грешника отдаляться от греха. И она – их естественное следствие, является важной принадлежностью таинства покаяния. Священник не должен предписывать епитимью тому, кто не хочет понести ее в соответствии со своим грехом.

Таким образом, епитимья является средством, которое согрешивший человек, имеющий глубокую веру во Всевышнего и понимающий свою вину перед ним, принимает на себя в виде ряда ограничений. При этом он хочет показать, что его раскаяние не является поверхностным. А также то, что он благодарен Богу за его милость, но готов понести дополнительное праведное воздаяние в соответствии со своими неблаговидными делами.

Предлагаем ознакомиться:  К чему снится много божьих коровок

Евангельская притча о епитимьи

Здесь будет уместным вспомнить эпизод из Евангелия, связанный с мытарем Закхеем (сборщиком налогов). Он в глазах правоверных людей слыл презренной личностью, потерявшей совесть и отверженной Господом Богом. Иисус сказал Закхею о том, что придет к тому в дом. Мытарь же был очень удивлен, понимая, что он облагодетельствован Сыном Божиим.

Внезапно в благодарность он принял решение отдать половину своего имения нищим, а также воздать вчетверо всем, кого обидел. Он сообщил об этом Иисусу. Хотя Спаситель ничего не советовал мытарю и не приказывал, а просто пришел к нему в гости, в том зародилось ответное чувство. Закхей, оценив свое прошлое, пришел к выводу, что жил он во грехе и достоин осуждения. Раскаявшись, он решил, что нужно восстановить справедливость, назначив себе епитимью.

Качество грехов

Налагая епитимью, духовник должен различать и грехи, за которые она назначается, и кающегося человека, которому она полагается. То есть необходимо соответствие между свойством греха, важностью наказания за него и состоянием согрешившего. Епитимьи тогда будут спасительными, когда они сообразны:

  • со свойством грехов;
  • с их качеством;
  • с состоянием души кающегося;
  • с его отношениями с окружающими;
  • с их мнением о нем;
  • с положением кающегося в обществе.

Рассмотрим подробнее указанную сообразность.

Обращать внимание на качество грехов, значит назначать епитимью относительно тяжести греха. Чем глубже язва, тем в большем врачевании она нуждается. Легкость и послабление приносят много вреда. Впавший в грех человек начинает думать, что грех не так уж и тяжек, что требования к таинству раскаяния не являются такими уж строгими, что для получения прощения довольно лишь немного помолиться.

Епитимья за блуд православие

Поэтому священник должен учитывать тяжесть грехов, их количество и то время, в течение которого они совершались. Но при этом не следует налагать на согрешивших бремя, которое им не по силам. То ли из-за их трудности для человека, то ли из-за обстоятельств, в которых он находится. Из-за излишней строгости человек может впасть в отчаяние и будет избегать частой исповеди. Лучше, чтобы епитимья была менее строгой, чем положено, чем более строгой.

Соразмерность со свойством грехов

Епитимья должна включать в себя действия, противоположные свойству грехов. Так, например, святой Василий пишет, что нужно поступать следующим образом, если:

  • злословил – благослови;
  • лихоимствовал – отдай;
  • упивался – постись;
  • гордился – смиряйся;
  • завидовал – утешай.

Иоанн Златоуст называет покаянием не только то, чтобы отойти от прежних дурных дел, но еще больше то, чтобы делать дела добрые.

Иоанн Предтеча предлагает сотворить плоды, достойные покаяния, следующим образом. Он говорит: «Если ты похищал чужое, теперь отдавай свое. Прелюбодействовал длительное время? Воздерживайся от близкого общения с женой в известные дни, привыкая к воздержанию. Ты оскорблял или даже бил кого-то? Значит, благословляй тех, кто обижает тебя, и делай благодеяния для бьющих. Предавался сластолюбию и пьянству? Постись и пей только воду. Смотрел на чужую красоту страстными очами? Теперь вообще не смотри на женщин».

Душевное состояние кающегося

Необходимо учитывать душевное состояние человека, его качество ума, сердца и воли. А также то, сколько слабости и твердости в нем содержится, каким темпераментом он обладает. Если в кающемся будут замечены признаки перемены духа, он будет избегать греха, ранее ставшего для него привычкой, предпримет меры для восстановления чести оскорбленного им лица, возвратит похищенное, будет сокрушаться – нужно облегчить ему епитимью. Она должна отличаться от той, что назначена человеку, который ничего не делает для очищения от греха.

Добрая слава

Епитимья не должна идти во вред доброму имени и обязанностям человека, наносить ему бесчестье, а также мешать выполнению лежащих на нем обязанностей. Духовник должен узнать у кающегося, может ли тот выполнить налагаемую епитимью без ущерба для его деятельности или нет. Если не может, то нужно или ее уменьшить, или изменить.

За тайные грехи, даже если они являются тяжкими, не положено назначать явной епитимьи. Но в некоторых обстоятельствах духовник может посчитать, что необходимо публичное воздаяние. В таком случае он должен обратиться за разрешением к вышестоящему архиерею.

Оставьте комментарий

Adblock detector