Блаженны нищие духом значение

Христианское смирение

В христианстве смирение противоположно гордыне — страшному греху, ведущему к смерти. Именно из-за гордыни некогда светлый ангел Люцифер был низвергнут с небес и назван падшим. Отцы церкви учат, что без смирения можно забыть о христианстве, ибо духовная жизнь начинается только с преодоления гордыни.

Смиренный человек не замечает соринки в глазу ближнего, так как знает о своих бревнах. Смиренный человек не укоряет никого, кроме себя. Смиренный человек не судит и не осуждает ближнего, так как борется со своими грехами и соблазнами. Он знает, насколько немощна человеческая природа, поэтому поступает таким образом.

Смирение является основой христианской морали и религии, без которой быть христианином невозможно. Невозможно, потому что человек ведет неправильную духовную жизнь и не может приобщиться даров Святого Духа. Вера без дел мертва — именно такое наставление дали апостолы своим первым ученикам. Поэтому вера без духовных плодов не приводит ни к чему.

Многие неверно понимают христианское смирение и сравнивают его с каким-то отчаянным положением и пессимизмом. Это тоже неверная интерпретация, так как смирение предполагает упование на божью милость и благодать. Человек понимает, что он в руке божьей, и что его жизнь полностью подчиняется воле божьей.

Почему христиане безропотно воспринимают удары судьбы? Потому что они понимают, что божья милость предусмотрела для них самое лучшее. Все знают о пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это очень мудро подмечено нашими предками, которые оставили нам жизненную мудрость в наследие. Наблюдательный человек может заметить, что очень часто неблагоприятные события приводят к неожиданно позитивному результату. Поэтому роптать и упрекать бога в своих бедах неразумно.

Противники христианства иногда называют смирение проявлением комплекса неполноценности. Так ли это? Комплекс неполноценности и христианское смирение имеют разные духовные корни. Комплекс неполноценности развивается, когда человек стыдится других людей за свою неловкость или неумение что-то делать правильно. Например, полные девушки не подходят под всемирный стандарт красоты, поэтому комплексуют.

Христианское смирение происходит от того, что человек осознает греховность своей природы и невозможность ее исправления собственными усилиями. Как бы не пытался он жить по евангелию, но обязательно вскроется какой-нибудь грех или недостойные мысли придут в голову. Тогда христианин начинает усиленно молиться и каяться, что еще более сближает его с Господом.

Христианином может стать только тот, кто осознал необходимость помощи Иисуса Христа в его спасении. Пока человек полагается на собственные силы, он полон гордыни и тщеславия. Только когда он смирит свою гордыню и вознуждается во Христе, тогда обретет вечное спасение души и благодать. Поэтому и сказано в первой заповеди блаженства, что только нищие духом (смиренные) достойны Царствия Божия.

Блаженны нищие духом значение

Искреннее раскаяние в грехах приближает человека к богу, а чувство собственной непогрешимости — отдаляет. Богу милее кающийся грешник, чем самоправедный человек. Поэтому отцы церкви всегда призывают к покаянию, ибо оно приводит к благодати. «Боже, помилуй меня грешного» — это самые важные слова христианина.

Седьмая заповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»^

1. Блаженство и нищета духовная.

2. Смирение как христианская добродетель.

В книге пророка Иеремии сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской…

Но… вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого»  (Иер. 31:31-34).

– Новый Завет будет начертан не на каменных скрижалях, а «в сердце человеческом». Заповеди его должны стать не внешним, но внутренним нравственным законом для тех, с кем Бог заключит его.

– Он будет относиться не только к Ветхозаветной Церкви – народу Израиля. Церковь Нового Завета станет Вселенской, ибо  к Господу «придут народы от краёв земли» (Иер. 16:19).

Заповеди Ветхого Завета  предписывают: «делай» или «не делай». Неукоснительное соблюдение их стимулировалось неотвратимостью наказания за нарушение и поощрением за соблюдение. Бог воспитывал избранный народ, как воспитывают детей. Апостол Павел не случайно назвал Ветхозаветный закон «детоводителем  ко Христу» (Гал. 3:24).

Новый Завет, заключаемый между Богом и человеком, указывает не столько на то,  что делает человек, сколько на то, каков он. Его заповеди, данные людям Иисусом Христом,  обращены к внутреннему миру личности, требуют преображения «человека ветхого» – «раба Божия» («эвед Элохим»), в «человека нового» – «сына Божия» («бар Элохим»).

Сущность и цели этого преображения изложены Спасителем в Нагорной проповеди (Мф. 5-7 главы; Лк. 6:12-49). Первая часть ее содержит Заповеди блаженства, указывающие путь к  спасению – победе над грехом и вечному счастью в Царствии Небесном.

Спаситель обращается к множеству людей, собравшихся, чтобы выслушать именно Его, понять суть Его учения. Начало любой проповеди должно содержать обращение к слушателям, привлечь их внимание  ясными, знакомыми и понятными  словами.

Это следует помнить, потому что при чтении Нагорной проповеди в современном переводе  может возникнуть ощущение того, что Спаситель  начинает изложение учения без  традиционного обращения с приветствием к слушателям. Но это совсем не так!

Μακάριοι οἱ πτωχοὶ τω̨̃ πνεύματι ὅτι αὐτω̃ν ἐστιν ἡ βασιλεία τω̃ν οὐρανω̃ν.Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Первые же слова  ее стали впоследствии предметом множества толкований, часто весьма различных.

makarioi oi peinwntes kai diywntes thn dikaiosunhn oti autoi cortasqhsontai..(Макарии ги пинонтэс ки дипсонтэс тин дикэосинин, готи аути  хортасфисонтэ)                               Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.                                Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.    (Мф. 5:6)

1. Правда и праведность.

Предлагаем ознакомиться:  Как можно стать черной или белой ведьмой на практике?

2. Жажда праведности.

3. Жить по правде.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды» – обращается Спаситель к своим слушателям. О какой правде говорит Он?  Чего алчет и жаждет душа блаженного человека?

Блаженны нищие духом значение

1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей  – «сказать правду», «услышать правду» и т.п.  В этом смысле «правда» воспринимается как синоним слова «истина». Она противопоставляется «кривде», лжи.  

2. Справедливость  – «искать правды», «стоять за правду» и т.п.

3. Правота (разг.) – «твоя правда» (в смысле «ты прав»).

4. Правосудие  – справедливое решение дела, спора.

5. Свод юридических норм – «Русская правда», «Салическая правда» и т.п.

Для уяснения смысла заповеди следует помнить, что словом «правда» в Синодальном переводе передано древнееврейское  «цедек»,  многократно встречающееся в Ветхом завете. В зависимости от контекста, оно может пониматься как справедливость, праведность, правосудие, ответственность, верность, честность, благодеяние, милость, милосердие, благотворительность… Совокупность этих добродетелей – «праведность». Вот почему Четверую заповедь блаженства иногда переводят  как «Блаженны алчущие и жаждущие праведности, ибо они насытятся».

«Правда», «праведность» – это комплекс характеристик человека, который живет по правилам, данным свыше самим Создателем, правилам Царства Его. Именно об этом говорит Спаситель: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф  6,33).

Праведный человек, праведник на древнееврейском –  цадик. Из Ветхого завета мы знаем, что единственным человеком, оставшимся праведным перед наступлением потопа, был Ной. Имя Мелхиседека (арамейск.  «Малки-Цедек»), правителя Салема, которому поклонился Авраам, переводится как Царь праведности или правды.

Пророк Иезекииль так характеризует праведника: «Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог» (Иез. 18:5-9).

Слово  «цадик» означает также «оправдывающий», «способствующий оправданию» других. Почему? Потому что праведность тесно связана с выполнением Закона, совокупности правил, установленных Богом.  Праведник следует воле Творца, что  делает его  близким к Нему,  дает возможность ходатайствовать в молитве за других людей.

Юридический  – строгое соблюдение  буквы Закона, заповедей Торы.

Нравственный – праведность поведения, сердца, ума, побуждений.

Социальный – справедливость в судах, честность в деловых операциях,  благочестие в делах домашних, семейных.  

В греческом тексте Нового завета  в Четвертой заповеди блаженства древееврейское «цедек» передано как   dikaiosunh (дикайосине). Корень этого слова – ди́ке (δίκη) –  «право, справедливость, правда». В древнегреческой мифологии Дике – богиня Правды, понимаемой как закон мироустройства. Она постоянно находилась на Олимпе, наблюдая за соблюдением справедливости в мире людей и докладывая своему отцу Зевсу  о всяком проявлении отступления от нее.

Понятие «дикайосине» – ключевое в этике Платона. Ему отведено  центральное место в  труде «Государство». Это одна из четырех основных человеческих добродетелей (передаваемая в русском переводе словом «справедливость»), наряду с мудростью (знанием), мужеством и рассудительностью. В отличие от Платона, Аристотель понимает под «дикайосине» всю совокупность человеческих добродетелей, она объемлет всякое добро.

Святитель Григорий Нисский  толкует это понятие  именно в таком смысле. Он считает, что дикайосине именуется всякий вид добродетели: «…именем правды, алчущих и жаждущих которой ублажает Слово, обещая им исполнение вожделеваемого, означается здесь всякая добродетель». Высшей христианской добродетелью, утверждает он, является любовь, которая и определяет сущность правды Божией и праведности христианской.

Святитель Иоанн Златоуст, как и ранее Платон, рассматривает  дикайосине как одну из добродетелей. В «Толковании на Евангелие от Матфея. Беседа 15.» он пишет: «Вникни и в то, с какой силой Он выразил Свою заповедь! Он не сказал: блаженны те, которые ищут праведности, но – «блаженны алчущие и жаждущие праведности».

В тексте Библии слово дикайосине  применяется как в отношении Бога, так и человека. По отношению к Богу оно означает абсолютную правоту. Бог полностью и всецело прав во всём, что Он делает. По отношению к людям слова «цедек» и «дикайосине» означают верность Завету с Богом, праведную жизнь, праведные поступки.  В определенном смысле те, кто стремится жить правильно, по заповедям Божиим, могут называться «праведными».

Но человек,  даже если прилагает все усилия, всё равно согрешает. В молитве царя Соломона говорится, что «нет человека, который не грешил бы» (3Цар. 8:46).  Поскольку ничью жизнь нельзя назвать совершенной, человеческая  «праведность» всегда относительна в сравнении с абсолютной праведностью Бога. Именно в таком смысле апостол Павел пишет: «Нет праведного ни одного» (Рим. 3:10).

Но далее апостол утверждает: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Эта «вмененная праведность» есть результат не личных заслуг, но  благодати и милости Божией. Поэтому не только Аврааму,  но «вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25-26)..

В Синодальном переводе греческое «дикайосине», которое в Новом завете встречается 34 раза, передается словами «правда»  и «праведность», которые в современном русском языке не  являются синонимами. Поэтому, например, если понимать «правду» четвертой заповеди как «истину», или противопоставлять ее лжи, то может возникнуть путаница в понятиях.

Предлагаем ознакомиться:  Значения сновидений в которых человек ощущает страх в зависимости от многих деталей

Сужает смысл четвертой заповеди сведение содержания слова «правда»  лишь к юридическому аспекту. Такая опасность возможна через понимание славянского  «правда», латинского  «justitia» (юстиция, правосудие) и его производных лишь как свода правовых норм.

Заповеди блаженства

Первая заповедь блаженства подразумевает принятие своей греховной природы как данность, и смирение с ней. Но смирение не должно потворствовать греху, просто человек должен осознавать свою немощную природу и не гордиться перед другими ничем.

Грехопадение человека началось с гордыни, когда дьявол посулил Адаму и Еве стать «как боги». Смирение же возвращает всё на круги своя и дает осознание своей ничтожности и полной беспомощности перед богом.

Духовная нищета не имеет ничего общего с материальным недостатком, так как речь идет о духовных вещах. Духовная нищета подразумевает соответствующий строй мыслей, в которых исключена гордыня и превозношение.

Духовная нищета — это признание невозможности стать праведным собственными усилиями. Если бы человек был в состоянии самостоятельно исправить свою греховную природу, жертва Христа потеряла бы всякий смысл. Христианин должен признать свое духовное несовершенство и принять жертву Христа как дар. Только соединившись со Христом верой, мы можем стать святыми и праведными. Самостоятельно достичь такой духовной высоты человек не в состоянии.

О чем мечтает нищий человек в мире? Все его мысли направлены на то, чтобы кто-нибудь подал ему кусочек хлеба для поддержания духа. Духовная нищета — это крайняя нужда в помощи божьей для обретения благодати и спасения. Человек говорит себе: «Я пас, я не могу, я не в состоянии, я нуждаюсь в помощи». Вот это и есть правильное духовное состояние, которое приводит к спасению.

Нищий в миру человек понимает, что не может заработать на хлеб, и надеется на милость дающего. Нищие духом тоже понимают, что они не достоин благодати, поэтому надеются только на милость бога. Нищий духом не стремится заработать награду от бога, а со смирением ожидает милости. Милостыню дают не потому, что нищий ее заработал, а просто так от доброты сердца. При этом нищий понимает, что он ничем не сможет отблагодарить дающего.

Именно такая нищета и становится условием получения божьей благодати и спасения. От человека требуется только благодарность за щедрый дар и больше ничего. Нищий понимает, что он никому не нужен. Так и христианин понимает, что не он нужен Христу, а Христос — ему. Если человек это осознает до конца, он сможет обрести спасение. Духовная нищета полностью аннулирует гордыню, поэтому и является условием получения божьей благодати и безвозмездного дара спасения.

^ Вторая заповедь: «Блажени плачущие…» (Мф. 5:4)

«Когда же умягчится сердце, тогда легко совладать с ним; тогда оно готово бывает на все и становится гибким, что твой шелк; тогда что ни скажи ему – все сделает. Скажи ему: «плачь» – заплачет; скажи: «исповедуй грехи» – исповедует; скажи ему: «перестань грешить!» – оно ответит: «перестану, перестану».Святитель Феофан Затворник

1. Блаженный плач.

2. Умягчение сердца.

В православном богословии принято понимание заповедей блаженства как «духовной пирамиды», последовательно  возводящей  христианина в Царствие Небесное. Профессор Лопухин В.П.  пишет в «Толковой Библии»: «Объясняя логически ход мыслей Спасителя в блаженствах, представляют  дело так. Первоначально в человеке бывает сознание своей внутренней бедности, нищеты духа;

следствием этого бывает скорбь, которая происходит от сознания своей виновности и несовершенства; а отсюда появляется кротость и стремление к правде. По мере того, как это стремление удовлетворяется и человеку даруется прощение, в нем пробуждается милосердие и любовь к другим, он очищается от грехов и стремится сообщить мир, которого он сам достиг, другим».

«Не взошли мы еще на вершину горы… хотя и миновали уже два некие холма, блаженствами возведенные в блаженную нищету и высшую нищеты кротость, откуда слово ведет нас к большим еще возвышениям, и показывает между блаженствами третью по порядку возвышенность…: блажени плачущии: яко тии утешатся?

(Cвт. Григорий Нисский. О блаженствах).

Иное число заповедей блаженства и их порядок приведены также в Евангелии от Лк. (Лк. 6:20-22).  Исходя из вышесказанного, отдельные богословы полагают, что Спаситель  не указывал на определенную последовательность в нравственном самоусовершенствовании своих последователей, но  «хотел просто перечислить свойства и характер людей, имевших сделаться гражданами учреждаемого Им Небесного Царства …» (Лопухин В.П. Толковая Библия.Евангелие от Матфея ).

^I. Блаженный плач

makarioi oi penqountes oti autoi paraklhqhsontai Блажени плачущии, яко тии утешатся Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Μακάριοι οἱ πραεῖς, ὅτι αὐτοὶ κληρονομήσουσι τὴν γῆν (Макарии ги праис, готи аути клирономисусин тин гин)(Блажени кротцыи, яко тии наследят землю(Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. (Мф. 5:4)

1. Блаженная кротость.

2. Земля наследуемая.

3. Стяжание кротости.

Слово «кроткий» согласно различным  толковым словарям  русского языка означает: смиренный, смирный,  покорный, незлобивый, незлобный, беззлобный, мягкий, «мухи не обидит»….

Как мы видим, по своему содержанию оно почти совпадает с понятием «смиренный», которым в русском языке охватывается содержание христианской добродетели, соответствующей Первой заповеди блаженства.

Близость понятий «кроткий» и «смиренный» связана с тем, что в  древнееврейском языке этимологически близки слова анавим (мн. число  отанав – кроткий, притеснённый, угнетённый, жалкий, бедный, нищий, уничиженный, смиренный), и аниим (мн. число  от ани  – угнетенный, уничиженный, бедный, нищий, страждущий, убогий, несчастный, смиренный, кроткий).

Как уже говорилось ранее, эти понятия, в греческом тексте Библии передаются, исходя из контекста, словами передаются, исходя из контекста, словами πτωχός (птокос), ταπεινός (тапейнос), πραΰς (праис), а также πένης (пенес или пенасе — человек, который вынужден зарабатывать свой дневной хлеб тяжким трудом, и кто неспособен сберечь что-либо на следующий день).

Предлагаем ознакомиться:  К чему чешется левый и правый глаз у девушки, женщины, мужчины: народные приметы по дням недели. К чему чешется правый и левый глаз утром и вечером, чешутся оба глаза?

В греческом тексте Нагорной проповеди в Третьей заповеди блаженств использовано слово праис.  В отношении к человеку оно  означает – мягкий, вежливый, почтительный, терпеливый. Таким людям противоположны суровые (χαλεποί), раздраженные (πικροί), дикие (ἄγριοι).

Праис   не есть проявление  слабости, безвольности, малодушия, пассивности или безразличия. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Кротость есть признак великой силы; но чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу» («Беседы на деяния апостольские»).

Праис характеризует умение управлять собой, контролировать свои эмоции и действия, владеющий духом своим.  Умение управлять своим духом и есть кротость. Не иметь над собою контроля – значит не быть кротким. В Книге Притч сказано: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (25,28). Там же: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (16,32).

Исходя из такого понимания кротости,  смысл третьей заповеди можно передать следующим образом: «Блажен человек, который контролирует каждое свое желание, каждый порыв, взрыв чувств» или «Блажен человек, который полностью владеет собой».

В учебнике «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского дано такое определение: «Кротость есть спокойнее, полное христианской любви, состояние духа человека, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота, не только на Бога, но и на людей. Кроткие люди и сами не раздражаются и других людей не раздражают.

Христианская кротость выражается, главным образом, в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими, и есть свойство противоположное гневу, злобе, самопревозношению и мстительности.

Кроткий человек всегда сожалеет о жестокости сердца обидевшего его человека; желает ему исправления; молится о нем и отдает его действия на суд Божий, внимая наставлению Апостола: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Римл. 12:18-19)».

На наш взгляд, это определение христианской кротости можно несколько расширить,  исходя из смысла, вкладываемого древними греками в словопраотес – кротость.

блаженные нищие духом

Великий античный философ Аристотель определял добродетели как среднее между крайностями. Крайность – противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противоположность.  С одной стороны, Аристотель  ставил крайний избыток, а с другой – крайний недостаток. Между ними  добродетель – золотая середина (лат.

Аристотель определяет кротость («праотес»), как середину между сильным гневом и чрезмерной беззлобностью. Добродетелен тот, кто гневается, когда это уместно и никогда не гневается беспричинно. Не нужно сердиться и гневаться из-за оскорблений и обид, причиненных тебе  лично. Но не следует оставаться безучастным, когда обиды причинены другим людям.

Вот как характеризует эту грань кротости святитель Иоанн Златоуст:  «Когда мы, видя других оскорбленными, не защищаем их, а молчим, это – малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это – кротость… Кроткий есть отец сирот, защитник вдовиц, покровитель бедности, помощник притесняемых, всегда защищающий справедливое» («Беседы на деяния апостольские»).

Протоиерей Игорь Прекуп пишет, что «именно это устойчиво-ровное состояние в радости и горе, сочетаемое с отзывчивостью и готовностью вступаться за оскорбляемых и беззащитных, и есть кротость в православном понимании, а иначе надо канонизировать Кота Леопольда».

Спаситель никогда не защищал Сам Себя, но когда Он увидел, как обесчестили храм Его Отца Небесного, Он взял бич и начал бить и выгонять всех из храма. Он обличал лицемеров, обвинял лживых лидеров Израиля,  без страха предупреждал людей о грядущем Божьем суде.

У кротости (праотес)  есть еще одна сторона, которую подчеркивали древние греки. Они всегда противопоставляли эту добродетель высокомерию, горделивости.

«Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притчи, 11,19).  Праотес – это подлинная скромность, в которой не осталось никакой гордыни.

Знаменитый римский ритор (учитель ораторского искусства) Марк Фабий Квинтилиан говорил: «Некоторые мои ученики, несомненно, стали бы отличными учеными, если бы не были столь убеждены в своей учености». Гордого человека трудно чему-то научить, ведь первый шаг к ученичеству – это осознание своего невежества.

И потому возможен и такой перевод третьей заповеди: «Блажен человек достаточно скромный, чтобы осознавать свое невежество». Он способен воспринимать христианское учение, как земля, готовая  принять семя, брошенное сеятелем.

В толкованиях отцов и учителей Церкви кротость – наивысшее проявление подлинной силы духа человека. Это «скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется» (преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 24).

Святитель Иоанн Златоуст: свирепеющий «и собственного зла сдержать не может», а кроткий «удерживает и чужое; тот и самим собой владеть не может, а этот обуздывает и другого … Кроток тот, кто может переносить нанесенное ему самому оскорбление, но защищает несправедливо обиженных и сильно восстает против обижающих («Беседы на деяния апостольские»).

Преподобный Ефрем Сирин: «Кроткий, если и обижен, радуется, если и оскорблен, благодарит: гневных укрощает любовью; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине, всякому начальству покорен, на всякое дело готов, во всем заслуживает одобрения… О блаженное богатство – кротость!» («Слово о добродетели и пороках»).

Святитель Николай Сербский: «Кротость есть дочь смирения и внучка плача…

Виньетка

Кротость существовала и в ветхозаветные времена. Например, о Моисее говорится, что он был человек кротчайший изо всех людей на земле (Чис. 12:3). Точно так же говорится и о кротости праотца Иакова и царя Давида (помяни, Господи, Давида и всю кротость его). Но лишь от Христа кротость входит в число добродетелей, необходимых для возрастания души человека. Я сам кроток, сказал о Себе Сын Божий. А каков Он, таковы должны быть и Его последователи.

Оставьте комментарий

Adblock detector