Аштанга Хридайа самхита перевод с английского

Глава 1 Желание долгой жизни

Поклоны

Мои поклоны тому Апурья Вайдье (уникальному, не имеющему равных, редкому врачу), кто уничтожил все без остатка болезни, такие как рага (страсть, желание) и т.д., которые постоянно являются связанными (врождёнными, переданными по наследству) с и распространёнными по всему телу, давая рост аутсукье (тревоге), мохе (иллюзии, заблуждению) и арати (беспокойству).

коментарий: Термин рага и т.д. включает каму (вожделение, желание чувственных наслаждений), кродху (гнев), лобху (жадность), маду (безумие, высокомерие), матсаргу (зависть, ревность), двешу (ненависть, отвращение), бхайю (страх) и много подобных плохих эмоций.

Мы сейчас поведаем главу Айушкамийа (желание долгой жизни), как это изложили Атрейа и другие великие мудрецы

Те, кто желают долгой жизни, которая является средством (инструментом) для достижения дхармы ( праведности, религии), артхи (богатства, процветания) и сукхи (счастья) должны положиться, предаться, обрести наивысшую веру в учение Аюрведы.

коментарий: Сукха включает в себя одновременно и каму (желание чувственного наслаждения) и мокшу (спасение, освобождение от материального плена). Дхарма, артха, кама и мокша известны как пурушартхи (главные цели, предназначение жизни), которым должен следовать каждый человек. Для их достижения долгая и здоровая (без болезней) жизнь является очень важной, необходимой. Своим утверждением «Как поведали Атрейа и другие великие мудрецы» Вагбхата, автор этого трактата, писания желает, чтобы читатели отметили, поняли, что мнения, утверждения, найденные здесь не являются его собственными, но только являются учением, наставлениями древних мудрецов, и поэтому авторитетность и святость, священность их (этих наставлений) не должна вызывать сомнений.

Исток, источник  Аюрведы.

Брахма, помнящий, знающий Аюрведу (науку о жизни) обучил ей Праджапати (Дакшу праджапати), он в свою очередь обучил двух близнецов ашвинов, они обучили ей Сахасракшу, Индру, он обучил ей сына Атри (Атрейю Пурнавасу или Кришна Атрейю) и других мудрецов, они научили ей Агнивешу и других, и они (Агнивеша и другие ученики, последователи) составили трактаты, писания, каждый по отдельности.

коментарий: Выше изложенное является кратким изложением, повествованием об истоках, источнике Аюрведы в соответствии с Чарака самхитой, полное изложение представлено здесь:

«Господь Брахма, вспоминая, призывая в своём уме Науку о жизни, обучил ей Дакшу (Праджаапати, полубога прародителя), он обучил ей близнецов Ашвинов, которые в свою очередь обучили этой науке Индру, царя богов (полубогов). Когда болезни начали беспокоить, причинять страдания людям, (человеческим существам) великие святые мудрецы со всего мира собрались на склонах Гималайских гор и приняли решение изучить, научиться науке Аюрведы у Индры и принести её в мир для блага всех живых существ. Но кто мог принять на себя эту трудную задачу достичь райских планет и научиться этой науке от Индры? Мудрец Бхарадваджа, один из участников собрания вызвался выполнить эту задачу, что было радостно воспринято (собравшимися). Бхарадваджа пришёл в обитель Индры, изучил эту науку от него, вернулся обратно на Землю и представил её (науку Аюрведы) собранию (мудрецов). Кришна Аатрейа, также известный как Пурнавасу Аатрейа, сын мудреца Атри, научил этой науке шесть своих учеников: Агнивешу, Бхелу, Джатуукарну, Параашару, Хаарииту и Кшаарапаании. Каждый из них написал трактат, писание и представил его перед их учителем Кришнаатрейей и собранием мудрецов. Трактат, написанный Агнивешей был признан наилучшим и его прославляли даже полубоги (боги). Он стал популярным, известным во всём мире».(Чарака Самхитаа-Сутрастхаана. Глава 1)

Учение Кришны Аатрейи имеет дело главным образом с Каайачикитсой (внутренней медициной), которая является одной из восьми ветвей Аайурведы, эта школа стала популярной и известной как Аатрейа сампрадаайа или Каайачикитса. Трактат, написанный Агнивешей, доступен сегодня не в своей изначальной форме, но в его переработанной версии, известной как Чарака Самхита, потому что он (трактат) был редактирован, переиздан в первую очередь Чаракой муни. Он прошёл вторую редакцию под пером Дридхабалы. Современные учёные относят Кришнаатрейу и Агнивешу к 6-5 векам до н.э., Чараку муни ко 2 веку н.э. и Дридхабалу к 4 веку н.э.(лично я с этими цифрами не согласен, учение Аюрведы намного древнее)

Из тех трактатов, которые являются очень подробными (а также трудными для изучения) только сущность была собрана, и этот трактат(Аштаанга Хридайа) был создан не слишком сжатый и не слишком подробный.

Восемь ветвей Аюрведы

Каайа,Баала, Граха, Уурдхванга, Шайа, Дамшрита, Джара, и Вриша -есть восемь ветвей Аюрведы, в которых изложено, описано лечение болезней.

коментарий: ветвь Каайачикитсы имеет дело с лечением болезней, проистекающих от растройств пищеварительной системы, известном в современном языке как внутренняя медицина. Бала чикитса -это лечение болезней детей (Педиатрия), Граха чикитса означает лечение болезней, проистекающих из-за овладения человеком злыми духами (одержимость, подселение духов), патогенетическими микроорганизмами и т.д. и имеет дело главным образом с болезнями ума (психиатрия). Урдхваанга чикитса занимается лечением болезней головы, включая болезни глаз (офтальмологию), ушей (отоларингологию), носа (ринологию), горла (ларингологию) и зубов (стоматологию). Шалйа чикитсаа, также известная как Шастра чикитса, занимается лечением, которое требует использование ножа (хирургия). Дамштраа чикитсаа -есть лечение болезней, возникающих  вследствии отравления ядом (токсикология). Джараа чикитсаа, известная также как Расаайана чикитсаа занимается лечением болезней, связанных со старостью (геронтология, гериатрия). Вриша чикитсаа имеет дело с лечением болезней таких как импотенция, бесплодие и др., и делаент человека сексуально сильным, благодаря использованию афродизиаков (вирилификация)

Три доши

Вайу (Вата), Питта и Капха -есть три доши, вкратце они уничтожают и поддерживают тело, когда они не в норме (в дисбалансе) и в норме (в балансе) соответственно.

комментарий:

Доши являются материальными субстанциями, присутствующими в теле постоянно, они имеют своё собственное определённое количество (прамаана), качество (гуна) и функцию (карма). Когда они в нормальном состоянии (авикрита), они участвуют в различных функциях тела и так поддерживают его. Но они имеют тенденцию становиться вышедшими из равновесия(потеря нормального состояния) (викрита), что проявляется увеличением (вридхи) или уменьшением (кшайа) в своём количестве, одного или более качеств и функций(дош). Когда они выходят из нормы, они портят(искажают, возбуждают) места их обитания (пребывания)- дхату (ткани). Из-за этой склонности (тенденции) производить возбуждение (искажение, порчу доши) они называются дошами или  теми кто портит, искажает. Эти три, Вата,Питта, Капха, больше связаны с телом, поэтому их называют Шаариирака доши (доши тела), для отличия от двух маанаса дош, раджаса и тамаса, которые считаются дошами ума. Специальное упоминание именно трёх (дош) в количестве предназначено, чтобы отвергнуть (отрицать) четвёртую (дошу), т.к. некоторые считают ракту (кровь) четвёртой дошей.

Хотя они присутствуют по всему телу, они находятся (их можно найти) преимущественно в нижнем, среднем и верхнем регионе соответственно, между сердцем и пупком.

коментарий:

Доши присутствуют в каждой клетке тела, участвуя в его различных функциях. Они находятся преимущественно в следующих местах: Вата в регионе ниже пупка, Питта в регионе между пупком и сердцем, и Капха в районе выше сердца.

Они преобладают соответственно во время последней, средней и первой стадии жизни (продолжительности), в течении дня, ночи,и процесса переваривания пищи

коментарий:

Вата преобладает в старом возрасте (после 60 лет), после полудня (между 15.00 и 19.00), после полуночи (с 2.00 до 6.00) и в конце переваривания пищи. Питта преобладает в среднем возрасте (между 20 и 60 годами), в средине дня (между 11.00 и 16.00), в средине ночи (между 24.00 и 2.00) и во время среднего периода переваривания пищи. Капха преобладает в раннем возрасте (от рождения до 16 лет), под утро (с 6.00 до 10.00), в начале ночи (между 19.00 и 11.00) и на ранней стадии пищеварения.

Отрывок из книги Сунила Джоши. Панчакарма.

ДОШИ И ВОЗРАСТ

Проявление дош в человеческой жизни является абсолютно тотальным. Они не только управляют биологическими функциями тела, но также регулируют психические процессы развития, и в разные периоды жизни это происходит по-разному. Подобно тому как мы поделили тело на три сегмента, согласно преобладающему влиянию какой-либо из дош, мы можем поделить время нашей жизни.

Период капхи

Взглянем на первую фазу человеческой жизни, от рождения до подросткового периода. Ее характерные особенности — питание и рост, увеличение массы и размеров тела. Эта фаза называется «возрастом капхи», потому что прирастание — одно из основных качеств этой доши. Благодаря этому качеству дети набирают вес, независимо от того, что и сколько они едят. У них больше жировой ткани, что тоже характерно для капхи. В младшем возрасте самыми частыми заболеваниями являются простуда, ринит, синусит, аллергия, респираторные инфекции и инфекции среднего уха. Это «болезни капхи». Заметьте, что инфекции и болезни детского возраста развиваются, как правило, внутри зоны капхи.

Период питты

В следующей фазе, начало которой — в подростковом периоде, мы отмечаем, что потенциал роста и развития тела внезапно становится репродуктивным потенциалом. Темпы увеличения массы и размера тела замедляются. Тело начинает проявлять половые признаки. Активизируется шукра дхату, начинается выработка спермы у мужчин и яйцеклеток у женщин.

Трансформирующие качества этой фазы продолжают проявляться и по ее завершении, постепенно перетекая из области физиологии в область психологии. В годы питты усилившийся «огонь» наделяет людей амбициями, храбростью, энергией, мотивацией к достижению цели и преодолению препятствий. В это время человека посещают болезни, в основном связанные с питтой. Это проблемы с кожей, пищевые аллергии, повышенная кислотность и другие проблемы с пищеварением.

Период ваты

Где-то в среднем возрасте мы отмечаем необычные, странные, новые явления, происходящие с телом и душой. Напор молодости постепенно начинает иссякать. Кожа сохнет и сморщивается. Тело становится более хрупким. Вес меняется. Мышцы теряют тонус и эластичность. Волосы редеют и седеют. Сила и выносливость постепенно уменьшаются. Ум теряет ясность. Таким образом организм начинает чувствовать иссушающее и разделяющее влияние ваты, которая преобладает в этой фазе жизни. Вата усиливает естественную тенденцию к обезвоживанию: ткани иссыхают и деградируют, природные циклы метаболической активности прерываются. В этой фазе наиболее частыми расстройствами являются бессонница, затухание чувств (ухудшение слуха, зрения и т.д.), потеря памяти, тревожность, различные дегенеративные и неврологические проблемы. Это «болезни ваты». Чтобы предотвратить возникновение дисбаланса дош и болезней, в возрасте ваты приходится уделять больше внимания правильному питанию и образу жизни.

Все живое, без исключения, — растения, животные и люди — рождаются, живут и умирают в естественной смене фаз — капха, питта, вата. Посмотрим на семя. По мере того как семя прорастает и становится ростком, оно поглощает все больше воды и питательных веществ, быстро увеличиваясь в размерах. Молодой росток — зеленый, мягкий и нежный. Достигнув зрелости, растение прекращает расти. Оно становится жестче, темнеет, приносит цветы, плоды и семена. На последней стадии жизни растение обезвоживается и вянет. И сколько бы его ни поливали и ни подкармливали теперь, оно все равно умрет.

Во время периодов капхи и питты заболевания могут протекать бессимптомно. Однако, как только начинает преобладать вата, организм уже не может скрывать симптомы, и то, что раньше проявлялось периодическим недомоганием, становится тяжелым заболеванием, приковывающим человека к кровати или к инвалидной коляске. Способность ваты перемещать вещества содействует накоплению токсинов в слабых дхату, где эти токсины нарушают метаболизм, лишая дхату питания. Иссушающее влияние ваты обезвоживает дхату и нарушает иммунитет. Токсины и отходы могут накапливаться на всем протяжении периодов капхи и питты, но свидетельства дегенеративных заболеваний обычно проявляются с наступлением периода ваты. Именно в это время люди осознают, что у них есть серьезные проблемы со здоровьем. Болезни, которые в молодые годы было бы легко предотвратить, в зрелом возрасте с трудом поддаются лечению. Теперь они поддерживаются необратимым циклом природы.

Думается, что переход от периода одной доши к периоду другой происходит постепенно, и поэтому разные авторы по разному определяют периоды Ваты, Питты и Капхи. Вагбхата, автор Аштанга Хридайа Самхиты не пишет возраст, он пишет : первый, средний и последний период жизни. Время преобладающего влияния дош в течении суток, согласно другим авторам: Вата с 02.00 до 06.00, с 14.00 до 18.00, Питта с 10.00 до 16.00 и с 22.00 до 02.00, Капха с 06.00 до 10.00 и с 18.00 до 22.00.

Ими ( дошами) производятся Вишамаагни, Тиикшнаагни и Мандаагни соответственно, в то время как самаагни производится их равновесием (при их равновесии)

комментарий: Агни, литературно выражаясь Огонь, относится (обозначает) к подобной огню деятельности пищеварительного тракта (канала), ответственного за переваривание пищи. На эту деятельность влияет состояние дош. Когда все три доши находятся в равновесии, переваривание пищи будет совершенным во всех отношениях, и это есть пищеварение Самаагни, когда пищеварение в норме. Но когда доши усугубляются (их состояние ухудшается), становятся увеличенными, они привносят свои собственные характеристики в (изменяют) деятельность пищеварения (пищеварительного огня). Когда увеличивается (усугубляется) Вата, пищеварение становится нерегулярным, неустойчивым, меняющимся во времени и сопровождается метеоризмом, скоплением газов. Такая пищеварительная активность называется Вишамаагни. Когда усугубляется Питта пищеварительная активность становится очень интенсивной, даже большие количества пищи перевариваются очень быстро, и во время пищеварения чувствуются жжение, жажда и т.д. Такое состояние есть Тикшнаагни. При избытке Капхи пищеварительная деятельность очень медленная (тупая) слабая, неадекватная (недостаточно сильная), даже маленькое количество пищи переваривается лишь после долгого периода времени, и во время пищеварения ощущается тяжесть  в желудке, усталость. Таково состояние Мандаагни. Все эти типы пищеварения (Вишамаагни, Тикшнаагни, Мандаагни) являются ненормальными (не соответствуют норме), и дают рост многим болезням, вызываемым соответствующими дошами.

Виды пищеварительного тракта

Коштха (природа пищеварительного тракта, кишечник) бывает Круура (тяжёлый), мриду (мягкий) и мадхья (умеренный, средний) благодаря каждой из них (дош) соответственно. Он (кишечник) является мадхья также, когда все доши одинаковы.

комментарий: При преобладании, накоплении Ваты, движение кишечника становится тяжёлым (затрудняется работа кишечника) (освобождение кишечника от  кала происходит с трудностью и не регулярно, не каждый день).

При преобладании Питты Кишечник становится мягким (полутвёрдый или жидкий кал, высвобождающийся более чем один раз в день, даже питьё молока ведёт к поносу).

При преобладании Капха доши кишечник является умеренным (испражнения ни слишком твёрдые и не слишком жидкие, кал выходит раз в день без трудностей, регулярно). Также происходит, когда все доши находятся в равных пропорциях. Это идеальное состояние, и оно не даёт рост никакой болезни, в то время как предыдущие два состояния являются ненормальными, отклонением от нормы и ведут к ухудшению здоровья.

Телесная конституция

Благодаря им (дошам), которые присутствуют в шукре (мужском семени) и ааварте (женском семени), во время начала (новой) жизни возникают три вида пракрити (конституции человека), подобно тому как ядовитые черви возникают из яда. Они (конституции) есть Хиина (слабая), мадхья (средняя, умеренная) и уттама (лучшая, сильная) от каждой из дош соответственно. Та конституция, возникающая от равного количества каждой из дош, есть самадхату пракрити, которая является идеальной. Те (конституции), которые возникают от комбинации двух дош, называются ниндья (осуждёнными, неудачными).

комментарий: Мужское семя есть шукраану (сперматозоид), а женское семя андаану (овум). Оба они соединяются вместе (происходит оплодотворение) и формируют эмбрион, и это есть начало жизни. Мужское и женское семя, произведённые в  телах мужчины и женщины, содержат три доши. Во время соединения двух видов семени доши проходят изменение в своих пропорциях. Либо все они могут остаться в равных пропорциях, либо какие-либо две стать преобладающими, либо только одна из дош может стать преобладающей. Это состояние сильнейшим образом влияет на природу эмбриона, зародыша, на его характеристики, его качества, которые  становятся известны как Пракрити человека (его природная конституция). Таким образом формируются семь видов пракрити: три экадошаджа (из каждой доши отдельно), три двандваджа или самсаргаджа (из комбинации каких либо двух дош) и одна саммишра или саннипаата (из комбинации всех трёх дош в равных пропорциях). Из них экадошаджа есть хина (слабая, бедная), самсаргаджа (двандваджа) является мадхья (умеренной), а саммишра есть уттама (наилучшая, идеальная). Далее, даже среди экадошаджа, первая из них (Ватаджа) есть хина (слабая), вторая (Питтаджа) есть мадхья (средняя, умеренная), и третья (Капхаджа) есть уттама (наилучшая). Характеристики и качества этих видов пракрити (конституций) описаны в третьей главе Шаариира Стхааны. Пример ядовитых червей показывает, что хотя они рождены из яда, они не умирают от него, но продолжают жить (сохраняются, спасаются). Подобным же образом пракрити, хотя и формируется из дош, которые подобны яду, продолжает проявляться в человеке на протяжении всей его жизни.

Тридошалакшана- Свойства трёх дош.

Руукша (сухость), лагху (лёгкость в весе), сиита (холод), кхара (шершавость), суукшма (тонкость) и чала (движение) -есть свойства Анилы (Ваты)

Саснеха (лёгкая маслянистость), тиикшна (проникающий глубоко), ушна (горячий, производящий тепло), лагху (лёгкий в весе), висра (дурнопахнущий), сара (свободно текущий) и драва (жидкий) -это свойства Питты

Снигдха (маслянистый, жирный), сита (холодный, производящий холод), гуру (тяжёлый), манда (медленный в действии), слакшна (гладкий), мритсна (вязкий, слизистый) и стхира (стабильный, статический) -есть свойства Капхи.

комментарий: Вышеупомянутые свойства- некоторые из естественных и неотъемлемых свойств дош и больше информации о дошах будет дальнейших главах 11 и 12.

Дхаату и мала- (Основные ткани и отходы)

Раса (плазма), асрик (кровь), маамса (мышцы), меда (жир), астхи (кости), мадджжа (костный мозг) и шукра (семя) -есть семь дхату (основных тканей),и они также известны как дуушьйаа (те, кто портятся дошами).

Малы (отходы) -есть мутра (моча), сакрит (экскременты), сведа (пот) и т.д.

комментарии: Они будут описаны снова детально в 11 главе.

Вриддхи (увеличение) всех их (дош, дхату и мал) происходит по причине использования самаана (подобных субстанций, веществ) и их противоположность (уменьшение) благодаря использованию випариита (противоположных свойств (веществ с противоположными свойствами)).

комментарий: Каждая из дош, дхату и мал имеет свои собственные прамаана (количество), гуны (специальные качества) и кармы (функции), которые в их нормальном состоянии являются ведущими к здоровью. Иногда они проходят вриддхи (увеличение) и кшайа (уменьшение) в своём количестве, в одном и более из их качеств и функций, которые оба ( и увеличение и уменьшение) известны как вайшамйа (отклонение от нормы, ненормальность), и которые ведут к ухудшению здоровья, к болезни. Использование или общение с субстанциями, качествами и действиями, которые являются подобными (сходными, идентичными) с материальными свойствами, качествами и функциями дош, дхату и мал, приводит к их увеличению, в то время как использование или общение с субстанциями, качествами и действиями, которые являются випариита (отличными, противоположными) приводит к их уменьшению.

Шад раса- шесть вкусов.

Свааду (сладкий),  амла (кислый), лавана (солёный), тикта (горький), уушана (острый, горячий) и кашайа (вяжущий) есть шесть рас (вкусов). Они присутствуют в субстанциях. Каждый из них является более придающим силу телу в порядке предшествования.

комментарий: Вкус- это тоже гуна (качество) каждой субстанции. Каждая субстанция может иметь один или более вкусов, который узнаётся когда субстанция кладётся на язык. Первый, легко распознаваемый вкус называется Прадхана (первичный, преимущественный вкус) а оставшиеся вкусы, которые распознаются позднее и слабее есть анураса (вторичный вкус). Что касается свойства давать силу телу, кашайа (вяжущий) даёт минимум, уушна (острый) немного больше и т.д., сваду (сладкий) даёт максимум силы телу.

 

 

 

 

 

Аштанга Хридайа самхита перевод с английского: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *