Архив за месяц: Сентябрь 2016

Пушкин. «Пророк.»

 

Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

 

Этот материальный мир подобен пустыне, в которой изнемогающий жаждой человек ищет воду и привлекается миражами, так и не найдя истинной воды истинного счастья. Истинной воды в пустыне нет, и не может быть, воду надо искать вблизи рек, морей и океанов. В пустыне лишь миражи иллюзорного счастья, в которых нет воды, нет истинного счастья.

Духовное знание сравнивается с водой, которая утоляет жажду путника в пустыне. Христос сказал женщине у колодца: «Я тебе дам воду, от которой ты не будешь жаждать вовек». Это он говорил о духовном знании.

 

 

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

 

Много миллионов жизней душа скитается по материальному миру, в различных вселенных, на разных планетах и в разных формах жизни. И только по беспричинной милости Бога душа встречается с Его чистыми преданными слугами и получает в сердце семя преданного служения Богу.

 

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

 

До того, как Бог явил свою милость, человек является слепым, духовно слепым. И только по милости Бога человек обретает духовное знание, и тогда в сердце человека тьма невежества рассеивается и духовное знание открывает человеку всё, подобно тому, как солнце освещает всё в дневное время. «Однако, когда человека озаряет знание,  разрушающее  неведение, оно открывает ему все, подобно тому, как днем все освещается солнцем». (Б.Г.5.16) Шрила Прабхупада писал: Чтобы обрести духовное зрение, нужно прийти к духовному учителю. Если вы слепы из-за катаракты, вы должны прийти к врачу. Он сделает операцию, и вы начнёте видеть. Так и для того, чтобы человеку открылось духовное зрение, ему необходимо прийти к духовному учителю и пройти у него лечение, обрести духовное знание.

 

 

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

 

Можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать. Когда человек обретает духовное знание и поднимается в гуну благости, он начинает видеть в истинном свете, слышать в истинном свете, обонять, осязать в истинном свете и чувствовать истинный вкус. С его глаз снимаются цветные очки, он видит через прозрачное стекло. Бог даёт духовный разум своему преданному, и тогда человек, познавая мир с помощью познающих органов чувств, становится способен не только видеть, слышать и т.д., но и делать правильные выводы с помощью своего разума, во всём видеть Бога и понимать волю Бога.

 

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

 

Язык – это не только орган вкуса, но и орган речи. Здесь говорится о речи. Речь чистого преданного слуги Бога отличается тем, что он всегда говорит о Боге и о том, что связано с Богом и со служением Богу. Махаатма, чистый преданный всегда прославляет Всевышнего Господа. Говорится, что глупца трудно определить пока он не заговорит, а хорошо одетого глупца ещё труднее определить. Но как только он открывает рот, всё становится ясно. Невежественный человек говорит о чувственных удовольствиях. А махаатма, чистый преданный, говорит только о Боге и о том, что связано с Богом. Тем, кто с любовью и преданностью всегда служит Богу, Бог даёт духовный разум, с помощью которого они смогут вернуться к Нему.(Б.Г.10.10.) Такой человек с чистым духовным разумом становится проводником Божественной воли. Об Иисусе Христе все удивлялись: Откуда у него такая премудрость и знание. Ибо Он говорил, как власть имеющий.

 

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

 

Семя преданного служения Богу, бхакти лату, сравнивают с огнём, который зажигается в сердце. Маленький огонёк сначала, если его бережно поддерживать и беречь, благодаря стойкой духовной практике, со временем разгорается в огромное пламя, которое сжигает всё нечистое в сердце йога, человека, идущего по пути к Богу. У искреннего преданного появляется искреннее, естественное  желание поделиться этим духовным огнём, духовным знанием, с другими людьми.

Духовное знание подобно лекарству от смертельной болезни, и глядя, как другие люди страдают от этой болезни, преданный слуга Бога не может хранить это знание, это лекарство в себе. Его сердце горит желанием спасти всех людей от этой болезни невежества, незнания Бога.

 

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.»

 

Преданные слуги Бога, проповедники, будят людей ото сна невежества к истинной духовной жизни. Виждь значит видь, умей увидеть глазами духовного знания. Внемли значит слушай и осознай и принимай наставления и выполняй. Воля Господа заключается в том, чтобы проповедовать по всему миру, по всем морям и землям. Передавать всем послание Бога, как огонь от сердца к сердцу.

Человек, пока он не пришёл к духовному знанию и преданному служению Богу, сравнивается с мёртвым человеком, с трупом. А когда он приходит к Богу и начинает преданно служить Ему, тогда этот человек оживает. В притче Христа о блудном сыне Отец говорит: «Твой брат был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Если в сердце человека разгорается огонь преданного служения Богу, то он уже не может удержать духовное знание внутри. Естественно, что он хочет передать этот огонь другим, чтобы и другие могли спастись, как и он. Вот истинное значение, смысл, мифа о Прометее, который дал людям огонь. Огонь Прометея – это духовное знание. Прометей добровольно пошёл на великие муки ради того, чтобы передать людям духовное знание.

Махаатма, чистый преданный слуга Бога, готов пойти на любые муки, чтобы передать людям духовное знание. Одним из наиболее известных примеров является Иисус Христос. И Господу очень дороги такие Его преданные. Как Отец всегда хочет вернуть обратно Своих заблудших сыновей, так и Господь всегда хочет, чтобы заблудшие души, находящиеся в материальном мире, исправились, и вспомнили о Нём, и вернулись к Нему. И те проповедники, которые все свои силы отдают тому, чтобы распространить духовное знание о Боге, и даже не жалеют для этого своей жизни, очень дороги Господу.

В Бхагавад Гите (18.68-70) говорится:

Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным,

непременно поднимется до чистого преданного служения и в конце вернется ко Мне.

Нет в этом мире слуги дороже для Меня, чем он, и никогда не будет.

И Я провозглашаю, что изучающий эту нашу священную беседу

разумом поклоняется Мне».

Самое дорогое служение Богу – это распространение духовного знания. Бог-Отец хочет, чтобы Его заблудшие сыновья вернулись к Нему, и Его повеление — распространять духовное знание, этот духовный огонь всему миру, сеять в сердцах людей бхакти лату, семя преданного служения Богу.

 

«Господь Чайтанья сказал: «Призывай каждого следовать указаниям Господа Шри Кришны, изложенным в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам». Стань духовным учителем и старайся освободить каждого, кто живет в этой стране». (Чч, Мадхья 7.128)

«Шри Чайтанья Махапрабху призывал Своих последователей увеличивать число вайшнавов… Господь Чайтанья хотел, чтобы каждый стал вайшнавом и гуру. Следуя указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху и авторитетов в цепи Его ученической преемственности, преданный может стать духовным учителем, поскольку метод чрезвычайно прост. Он должен идти к людям, неся им послание Кришны. Наставления Господа изложены в «Бхагавад-гите», поэтому долг каждого вайшнава – путешествовать и проповедовать «Бхагавад-гиту» как в своей стране, так и за ее пределами». (Чч, Мадхья, 24.277)

«Говоря о духовной деятельности, необходимо отметить, что преданного, который находит удовлетворение в самом себе и не проповедует славу Господа, нельзя считать совершенным. Его превосходит тот, кто старается проповедовать, движимый состраданием к невинным людям, которые ничего не знают о Кришне. В молитве к Господу Прахлада Махарадж говорил, что сам он не стремится к освобождению. Он не хотел уходить из материального мира до тех пор, пока не будут спасены все падшие души». (ШБ 4.17.26)

«Господь Чайтанья сказал: «Поскольку дерево преданного служения трансцендентно, каждая его часть способна выполнять функции всех остальных частей. Обыкновенное дерево всегда стоит неподвижно, тогда как трансцендентное дерево находится в постоянном движении. Все его ветви обладают духовным сознанием и потому, разрастаясь, распространяются по всему миру. Я – единственный ухаживающий за ним садовник. Много ли мест Я смогу обойти? Много ли плодов могу собрать и раздать людям? Чтобы собрать и раздать эти плоды одному, понадобится приложить немало усилий, и все же Я подозреваю, что одни получат их, а другие – нет. Поэтому каждому человеку во вселенной Я даю наказ присоединиться к Движению сознания Кришны и распространять его по всему миру. Я – единственный садовник, ухаживающий за этим трансцендентным деревом. Если Я не раздам людям его плоды, что Мне делать с ними? Много ли плодов смогу съесть Я один? Повинуясь трансцендентному желанию Верховной Личности Бога, вода щедро напоила это дерево, и на его ветвях созрело бесчисленное множество плодов любви к Богу. Так распространяйте же сознание Кришны по всему миру. Пусть люди вкушают эти плоды и навсегда избавятся от старости и смерти». (Чч, Ади 9.32-39)

Иисус говорил, что любовь к Богу и ближнему – самые главные заповеди, в них содержатся все остальные заповеди и учение всех пророков. В Бхагавад Гите 4.38 говорится: «В этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем  трансцендентное знание». Кто обрёл истинное духовное знание, тот обретает и любовь к Богу. И наоборот, кто обрёл любовь к Богу, уже обладает духовным знанием. Любовь к Богу и служение Богу также неразделимы. Ведические писания говорят, что высшее совершенство жизни – это возродить дремлющую в сердце каждого любовь к Богу. Это и есть изначальное конституциональное положение каждого живого существа – быть вечным слугой Бога.

 

Материалисты могут сказать: «Что такое любовь к Богу, где Он Бог? Мы Его не видим».

Чтобы увидеть Бога нужно духовное зрение, видение. Это даёт духовный учитель. Любовь к Богу – это высшее совершенство жизни, т.к. быть счастливым можно лишь будучи послушным Богу и служа Ему. Любовь к Богу дремлет в сердце каждого живого существа, просто душа покрыта слоем грязи, слоем невежества, и необходимо очистить душу от этого невежества с помощью духовной практики и духовного общения. Как рука не может есть пищу сама, чтобы насытиться ей необходимо отдать пищу желудку, так и живое существо, душа, может быть счастлива лишь сотрудничая с Богом, служа Ему. В конечном счёте каждый стремится к счастью, но быть счастливым можно лишь в согласии с Богом. Если человек соблюдает законы государства, то он счастлив, если нарушает, то его садят в тюрьму, и он страдает. Если человек суёт руку в огонь, то он страдает. Огонь горячий, так установлено Богом, и нам, для нашего же блага, надо слушаться законов Бога. Каждый стремится к наслаждению, счастью, личному интересу. Но истинный личный интерес, истинное счастье для каждого живого существа – это доставлять удовольствие Верховному Отцу, Богу, также, как для руки, чтобы насытиться, надо отдать пищу желудку.

В Бхагавад Гите 4.34-37. Говорится:

«Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю.  Вопрошай его смиренно и служи ему. Самореализованные  души  способны дать тебе знание, ибо они видят истину.

Получив истинное знание от самореализованной души,  ты  никогда не ввергнешься вновь в эту иллюзию, поскольку  посредством  этого знания ты увидишь, что все живые существа  —  не  что  иное,  как часть Всевышнего, или, другими словами, что они принадлежат Мне.

И если даже ты — самый грешный из всех грешников, поднявшись на корабль трансцендентного знания, ты переправишься через  океан  бедствий.

Как пылающий огонь превращает дрова в  пепел,  о  Арджуна,  так огонь знания сжигает  дотла  все  последствия  материальной  деятельности».

Итак, чтобы искупить прошлые грехи, избавиться от них, человек должен обратиться к истинному духовному учителю и, с его помощью, вступить на путь духовной практики, служения Богу. Обрести знание о Боге и научится служить Богу.  Получить от учителя этот огонь. Так человек может обрести любовь к Богу, высшую цель жизни. Когда огонь в сердце загорается и разгорается всё больше и больше, то он может светить повсюду и освещать темноту.

И дальше Господь Чайтанья даёт наставление: «Обретя знание духовной науки, стань духовным учителем и проповедуй это знание по всему миру». «И обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

1826